Цифровой подъем
Цифровизация лифтовой отрасли на примере METEOR Lift
В условиях все большей ориентации российской промышленности на цифровую трансформацию бизнеса популярными становятся единые отраслевые решения. В лифтовой отрасли проект цифровизации реализует входящий в S8 Capital производитель подъемного оборудования METEOR Lift. Цель компании — консолидация решений управления жизненным циклом лифта в единую систему, которая должна повысить устойчивость оборудования, сделать поездки безопаснее и комфортнее для пассажиров, а также может стать инструментом отраслевого развития.
Цифровая трансформация становится одним из приоритетных направлений развития российского бизнеса, следует из исследования IT-разработчика Comindware. Среди опрошенных 52% представителей компаний отметили, что подобные проекты — «критически важная» часть стратегии по управлению оборотом и достижения целей. Более четверти опрошенных планируют увеличивать инвестиции на такие проекты. По данным Comindware, компании сегодня в первую очередь ищут комплексные решения, направленные на повышение эффективности и оптимизации процессов, а цели цифровой трансформации для каждого становятся более точечными.
В «Технологии доверия» («ТеДо», ранее «PwC Россия») отмечали, что правильно выбранные технологии в сочетании с компетенциями сотрудников при цифровой трансформации бизнеса позволяют компаниям быстрее адаптироваться к сложным ситуациям, удовлетворять меняющиеся потребности клиентов, стимулировать рост и внедрять инновации. И промышленность сегодня, указывают аналитики, самостоятельно решает значительно больший объем задач в сфере IT, чем раньше. По словам директора технологической практики «ТеДо» Максима Иванова, тренд связан как с разработкой продуктов для замены иностранного отраслевого программного обеспечения в связи с уходом части иностранных поставщиков, так и с высоким спросом на единые отраслевые IT-решения.
Цифровой лифт Метеора
Входящий в многопрофильный холдинг S8 Capital производитель лифтового оборудования METEOR Lift, созданный в 2022 году на базе российских активов мирового лидера на рынке лифтового и эскалаторного оборудования Otis Elevator Company, уже запустил свой проект «Цифровой лифт». Его цель — консолидация существующих и новых решений управления жизненным циклом лифта в единую цифровую экосистему, чтобы сделать продукцию безопаснее и комфортнее для пассажиров. Как обещают в компании, большинство используемых цифровых решений будут российского производства и впоследствии эти сервисы можно будет использовать как инструмент отраслевого развития.
В рамках проекта «Цифровой лифт» METEOR Lift реализует и решение «Цифровой сервис», которое предусматривает создание системы, позволяющей передавать информацию о состоянии лифта в режиме реального времени в сервисные подразделения компании. Сбор, анализ и передача информации ведется с помощью системы телеметрии, которая получает данные с платы управления лифта и специальных датчиков. Кроме аппаратной части компанией создано программное обеспечение для сбора, обработки, хранения и передачи собранной информации.
Как рассказывают в METEOR Lift, разрабатываемая система позволит контролировать до 80 параметров, влияющих на работоспособность подъемного оборудования. В частности, с помощью «Цифрового сервиса» будет возможно отслеживать состояние узлов безопасности лифта, систем управления, а также других нагруженных механизмов и несущих элементов конструкции, подверженных износу.
На сегодня на собственной испытательной базе, расположенной на заводе METEOR Lift в Санкт-Петербурге, завершены испытания программно-аппаратного комплекса этой системы. В компании уточняют, что оборудование было проверено на совместимость с платой управления лифтом, устойчивость к помехам и вибрациям, и на соответствие расчетным характеристикам.
Сегодня METEOR Lift ведет диалог с властями Москвы и Санкт-Петербурга о возможности создания системы учета лифтов в городах с использованием элементов телеметрии.
Аналитический подход
Международные производители лифтового оборудования, в том числе такие глобальные компании как Otis, Kone Corporation, ThyssenKrupp, Schindler, относящиеся к отраслевой «большой четверке», уже развивают цифровые экосистемы. В России цифровые решения в лифтовой отрасли также существуют, но пока представляют собой только набор разрозненных продуктов. К примеру, в лифтах в России используют датчики открытия и закрытия дверей, датчики тормоза лебедки, но нет технологии бесконтактной передачи данных с этих датчиков. Аккумулируется статистика по поломкам, простоям, сбоям лифтам, но отсутствует единая аналитическая система, в том числе превентивная аналитика, которая должна спрогнозировать предупредительный ремонт, что позволит снизить вероятность поломки и простоя оборудования.
Цифровые проекты METEOR Lift должны решать эти задачи. Как рассказывают в компании, в перспективе там намерены использовать механизмы предиктивной аналитики и создать цифровой двойник — виртуальную модель, синхронизированную с оригиналом и дающую возможность понять, что будет происходить с ним в тех или иных условиях. Эта система с элементами искусственного интеллекта будет вести ретроспективный анализ параметров телеметрии оборудования, что позволит выявлять закономерности при эксплуатации лифтов, в том числе — признаки скорого выхода из строя компонентов оборудования. Опытную эксплуатацию системы планируется запустить в 2025 году, говорят в METEOR Lift. В 2025 году компания также намерена начать испытания систем компьютерного зрения и распознавания голоса для выявления нештатных ситуаций, связанных с вертикальным транспортом.
Разработка решений, снижающих вероятность поломки и простоя лифтов — актуальная задача для российского рынка. Как отмечали в Национальном лифтовом союзе (НЛС) новые разработки в области лифтовой электроники в том числе влияют на качественную бесперебойную работу лифтового парка в жилых и административных зданиях. По данным НЛС, в 2018–2022 годах при авариях в лифтах по всей России пострадали более 129 человек. Ростехнадзор, чья статистика учитывает только эпизоды, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, в 2023 году зафиксировал семь аварий в лифтах, в которых погибли три человека и десять пассажиров пострадали.