Дональд Трамп пошел по статье

Экс-президент США уже называет себя политзаключенным, хотя еще может избежать тюрьмы

Признание экс-президента США Дональда Трампа виновным в уголовном преступлении серьезно повлияет на весь дальнейший ход кампании по выборам главы Белого дома. Сам господин Трамп уже начал использовать новый статус осужденного в предвыборных целях: назвал себя политзаключенным и заверил, что у нынешнего президента Джо Байдена больше нет шансов на переизбрание. Приговор суда станет известен 11 июля. Экс-президенту грозит до 136 лет тюрьмы, хотя эксперты сомневаются, что он отправится за решетку. Однако, учитывая беспрецедентность ситуации, в США начали обсуждать целый ряд сценариев, включая и малореалистичные.

Дональд Трамп (в центре)

Фото: Reuters

Вошел в историю

«Я политический заключенный! Меня только что осудили в рамках "охоты на ведьм". Я не сделал ничего неправильного! Они провели обыск в моем доме, арестовали меня, сделали тюремное фото и сейчас осудили!» — такое сообщение появилось на предвыборном сайте Дональда Трампа, который попытается вернуться в Белый дом по итогам ноябрьских выборов. Там же, обращаясь к сторонникам, экс-президент написал: «Продажный Джо Байден должен понять — прямо здесь и прямо сейчас,— что его шансы на второй срок заканчиваются сегодня. Но, чтобы это произошло, нужен ответ с нашей стороны. Настолько масштабный, чтобы он вошел в историю. Мы должны заставить Джо Байдена пожалеть, что он пошел против нас!»

Столь эмоциональное даже по меркам Дональда Трампа сообщение, часть которого была написана прописными буквами, было опубликовано после того, как в четверг суд присяжных признал экс-президента виновным по всем 34 пунктам обвинений, выдвинутым против него прокурорами Нью-Йорка.

Никогда за всю историю США не было такого, чтобы экс-президенту выносили обвинительный вердикт по уголовному делу.

Следователи, а потом и жюри из двенадцати присяжных несколько месяцев разбирались в законности выплаты $130 тыс. бывшей актрисе фильмов для взрослых Сторми Дэниелс. Деньги она получила от адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна за неразглашение информации об интимной связи с республиканцем в 2006 году.

Само по себе подобное действие, о котором своего адвоката попросил сам господин Трамп, не считается в США незаконным. Но прокуроры усмотрели в этом деле фальсификацию деловой документации. Так, господин Коэн заплатил госпоже Дэниелс из собственных средств, а затем получил возмещение через Trump Organization, которое, как утверждает политик, было всего лишь вознаграждением адвокату за юридические услуги. Правда, и в этом случае подлог финансовой отчетности квалифицировался в Нью-Йорке как проступок, а не уголовное преступление. Но тот факт, что выплаты были произведены незадолго до выборов-2016, позволил прокурорам обвинить Дональда Трампа в махинациях с финансовыми документами в мошеннических целях — попытке повлиять на исход президентской кампании. И так не вполне чисто произведенная выплата превратилась в уголовное преступление.

Вердикт присяжных не означал немедленного заключения господина Трампа под стражу. Оглашение приговора назначено на 11 июля (всего за несколько дней до съезда Республиканской партии, где Дональда Трампа должны официально назвать кандидатом в президенты от республиканцев). Вопрос наказания зависит теперь исключительно от судьи Хуана Мерчана, ведущего это дело. Ему предстоит решить, в частности, насколько серьезный ущерб был нанесен американцам поступком господина Трампа.

Фальсификация деловой документации — преступление, которое в Нью-Йорке карается максимально тюремным заключением на срок до четырех лет.

Дональда Трампа признали виновным по 34 пунктам. Соответственно, ему может грозить до 136 лет тюрьмы. Но в конечном итоге все решит судья.

Опрошенные газетой The Guardian юристы сомневаются, что господину Трампу светит реальный тюремный срок. Профессор права в Фордхемском университете Шерил Бейдер отметила: экс-президент ранее ни разу не был осужден по уголовному делу, что является существенным смягчающим обстоятельством. С ней согласна и бывший главный прокурор Манхэттена Карен Фридман Агнифило. Она уверена: отправить Дональда Трампа за решетку будет крайне проблематично, «учитывая, что он бывший президент и его защищают сотрудники Секретной службы, а также то, что он предполагаемый кандидат в президенты». То есть, по мнению Карен Фридман Агнифило, применение наказания в виде реального «тюремного заключения окажется очень трудным с точки зрения логистики, а также будет иметь политические последствия, которых судья Мерчан хотел бы избежать». По словам экс-прокурора, «наказание, скорее всего, будет состоять из штрафов, испытательного срока, общественных работ или их комбинации».

Тем временем в беседе с “Ъ” известный нью-йоркский адвокат Аркадий Бух хоть и согласился, что в рассуждениях коллег есть разумное зерно, но рекомендовал полностью не сбрасывать со счетов возможность тюремного срока. «Все-таки все очень зависит от судьи»,— подчеркнул он.

Любопытно, что решение о заключении Дональда Трампа под стражу может разделить американскую судебную систему.

Некоторые губернаторы (включая Рона Десантиса из Флориды) уже предупреждали, что могут не признать решение нью-йоркского суда. При таком сценарии возможен юридический казус, когда в одном штате экс-президент осужден, а в другом власти будут считать его чистым перед законом. То есть Дональд Трамп сможет проигнорировать решение и свободно передвигаться по тем штатам, которые оказались на его стороне. И это при том, что наличие судимости не помешает господину Трампу продолжить президентскую гонку на всей территории США.

Более того, почти со стопроцентной вероятностью после оглашения вердикта адвокаты экс-президента сразу начнут процесс подачи апелляции. И любое наказание будет отложено до ее рассмотрения. По закону у Дональда Трампа сначала будет месяц на подачу уведомления об апелляции, а потом до полугода на подачу полноценной апелляции в первую судебную инстанцию. Череда обжалований решений может довести до Верховного суда, который юристам Дональда Трампа нужно будет убедить в том, что в результате процесса в Нью-Йорке был нарушен какой-либо федеральный закон. В итоге окончательное разрешение вопроса будет снова отложено в долгий ящик, как это случилось с другими разбирательствами в отношении господина Трампа.

Войдет ли в Белый дом

Даже тюремный срок не помешает политику не только баллотироваться в президенты, но и возглавить США. При этом кандидат и тем более президент, осужденный на реальный срок, станет серьезным вызовом для американской политической системы. Вряд ли господин Трамп в случае победы над демократом Джо Байденом сможет управлять США из тюремной камеры. Поэтому, вероятно, потребуется отсрочка исполнения приговора, чтобы Дональд Трамп без ущерба для государства смог отсидеть другой (четырехлетний) срок — в Белом доме. Каким образом это будет реализовано, никто сказать не берется, поскольку американская история таких прецедентов еще не знала.

Так или иначе, одно можно сказать с уверенностью: вердикт суда присяжных окажет заметное влияние на ход избирательной кампании. Ранее, как следовало из соцопросов, около 6% сторонников Дональда Трампа отмечали, что вынесение обвинительного приговора может заставить их не голосовать за экс-президента. С другой стороны, даже демократические стратеги признавали, что из всех уголовных преследований в отношении господина Трампа это самое слабое для того, чтобы переубедить консервативного избирателя. И даже напротив, оно поможет сформировать в глазах электората образ мученика, пострадавшего от системы. Сам господин Трамп, как следует из его обращения на сайте, этот нарратив готов всячески поддерживать.

Многие аналитики указывают, что за время разбирательства поддержка Дональда Трампа лишь укрепилась.

Конгрессмены-республиканцы предпочитали заседаниям в Палате представителей поездки на судебный процесс в Нью-Йорке, чтобы выразить свое почтение экс-президенту. Главное же, что рейтинги господина Трампа выросли в ключевых штатах, решающих исход выборов.

Помимо прочего, Дональду Трампу удалось убедить своих избирателей в предвзятости судьи, назначенного на этот процесс. В апреле экс-президент опубликовал в соцсети Truth утверждение, что судья — «сертифицированный ненавистник Трампа». Экс-глава Белого дома настаивал на том, что консалтинговая компания старшей дочери судьи Лорен Мерчан тесно связана с высокопоставленными демократами, что затем частично подтвердили мейнстримные СМИ. Экс-президент и его юристы требовали от судьи взять самоотвод, что он сделать отказался.

С тех пор как начался судебный процесс, бывший президент посещал суд почти каждый день и готовился к любому сценарию с присяжными. Каждое утро перед судом и практически каждый вечер после завершения заседания он общался с прессой: критиковал дело, придавая ему политический окрас (суд требовал не комментировать ход процесса, но Дональд Трамп не послушался и был оштрафован примерно на $10 тыс.).

Подобной риторикой Дональд Трамп заранее подготовил для себя выигрышную комбинацию. Признание виновным — повод громогласно заявить, что политик столкнулся с предвзятым судьей и присяжными. Снятие обвинений — возможность гордо сказать, что экс-президент справился со всеми кознями врагов. В итоге сработал первый вариант.

Екатерина Мур, Вашингтон

Вся лента