«Оздоровление средней школы является важным государственным вопросом»
Какой зарубежный опыт осваивали мастера патриотического воспитания
110 лет назад, летом 1914 года, в момент крайнего усиления напряженности между Германией и Россией в Берлин прибыла большая группа преподавателей из России, посещавших европейские страны для изучения опыта патриотического воспитания подрастающего поколения с помощью экскурсий; после начала Первой мировой войны они могли в полной мере оценить плоды работы своих германских коллег и понять, насколько удачно развивалось это направление на родине на протяжении предыдущих двух десятилетий.
«Дают превосходные результаты»
В 1882 году один из французских корреспондентов русского «Журнала Министерства народного просвещения» сообщил о новом любопытном явлении — образовательных экскурсиях. Среди целей этих поездок присутствовало и воспитание патриотических чувств, столь необходимое Франции, побежденной в войне с Пруссией.
«Вот уже несколько лет,— говорилось в статье,— как лучшие воспитанники общественных школ Парижа, в сопровождении известного числа наставников, посылаются в какую-нибудь часть Франции для тщательного осмотра ее. Эти поездки продолжаются дней десять… Такого рода поездки устраиваются на очень скромные средства. Во Франции почти в каждом более значительном городе существуют закрытые лицеи и коллегии, которые летом остаются пустыми; в них-то и останавливаются и имеют стол молодые путешественники. Кроме того, и городские власти принимают их очень радушно и всячески облегчают им доступ в промышленные заведения, верфи, музеи…
Железнодорожные компании делают обыкновенно значительную скидку с платы за проезд, так что поездки эти обходятся очень дешево и дают превосходные результаты».
В России, где всего лишь год назад террористы-народовольцы убили императора Александра II, в атмосфере бдительности и подозрительности такой масштабной деятельности ждать от педагогов было невозможно. Но несколько энтузиастов объявили о создании в Санкт-Петербурге Общества образовательных прогулок и путешествий, и летом 1882 года оно организовало первые поездки.
В конце июня детей старшего возраста свозили в зоологический и ботанический сады, покатали на пароходе по Неве до взморья.
«20 июля,— сообщалось в столичных газетах,— состоялась устроенная учредителями Общества образовательных прогулок и путешествий образовательная прогулка для детей младшего возраста и совместно с нею первая беседа для 15 наставников и наставниц, занимающихся воспитанием в семействах, дети которых принимают участие в прогулках».
Патриотическая нотка в новой воспитательной работе появилась во многом по стечению обстоятельств. 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, детям устроили поездку в Петергоф и Ораниенбаум.
А вечером на даче одного из учредителей общества состоялась лекция «О короновании Государей российских», в конце которой слушателям были вручены портреты нового императора.
В июне, в день Ивана-Купалы, на одной из дач в Петергофе, был устроен детский вечер с лекцией о народных традициях, связанных с этим праздником, и рассказом о Яне Гусе. Дети танцевали и пели русские песни.
«И по собственному почину некоторых из них,— сообщал "Петербургский листок",— перед окончанием вечера, на террасе дачи, был исполнен хором гимн "Боже, Царя Храни", пропетый чрезвычайно стройно».
Вскоре это стало традицией — все немногочисленные мероприятия Общества образовательных прогулок стали заканчиваться пением гимна.
В 1886 году к уже привычным экскурсиям в зоологический и ботанический сады добавилось посещение кирпичного завода.
Но в августе 1887 года учредители вынуждены были сделать признание, что, по сути, никакого общества не получилось.
«Хотя достаточно было лиц, выражавших готовность содействовать им (прогулкам.— "История") своим трудом, но желавших помочь материально путем членских взносов было немного»,— говорилось в отчете Общества образовательных прогулок и путешествий.
Поэтому организаторы решили выработать новый устав, «основанный на привлечении в состав Общества родителей, с предоставлением им права, как членам, на участие их детей в прогулках с значительно уменьшенной против посторонних лиц платою».
Было обещано устраивать в 1888 году прогулки для детей, разделяя их по возрастам; для учеников технических учебных заведений и реальных училищ организовывать экскурсии в музеи, на фабрики и заводы. Родителей заверили, что руководить прогулками дали согласие некоторые члены Общества естествоиспытателей, Географического и Технического обществ.
«Помолимся и за себя»
Наиболее близко к французскому опыту экскурсий подошли в Симферополе в конце 1880-х годов. Первая поездка учащихся мужской гимназии в Севастополь состоялась в августе 1886 года после указания попечителя Одесского учебного округа действительного статского советника Х. П. Сольского:
«Ознакомить учеников старших классов,— говорилось в документе,— с историческими и другими памятниками, находящимися вблизи Симферопольской гимназии, и тем, ослабляя теоретическое преподавание в гимназии истории и географии, развить в юношах действительную любовь к родине и верховному ее Повелителю».
Благодаря стараниям директора гимназии Г. И. Тимошевского, управляющий Лозово-Севастопольской железной дорогой Ф. Ф. Баталин разрешил особые поезда туда и обратно и бесплатные посещения купальни на Приморском бульваре; директор Севастопольского Константиновского реального училища Н. Г. Урусов предоставил экскурсантам помещение в здании училища, а городской голова Ф. Н. Еранцев разрешил бесплатное пользование городским пароходом.
Кроме Севастополя гимназисты побывали в Инкермане, Херсонесе, Балаклаве, Георгиевском монастыре, на Малаховом кургане и Братском кладбище.
Благодаря рассказам преподавателей, участвовавших в поездке, тысячелетняя история прошла за четыре дня перед глазами подростков.
На Братском кладбище, где захоронены погибшие при обороне Севастополя 1854−1855 годов, завершая рассказ об их подвиге и заканчивая многодневную экскурсию, Г. И. Тимошевский призвал гимназистов:
«Закрепим же и мы нашу связь с этими образцами доблестного служения отечеству молитвою за них же, молитвою за Царя и отечество, за которых они сражались, молитвою за Царя — нашего руководителя и защитника, помолимся и за себя, будем просить на этом святом месте Господа Бога, чтобы Он и нас сподобил быть истинными сынами Церкви, верными слугами Царя и защитниками отечества!»
В 1888 году учащиеся Симферопольской мужской гимназии совершили путешествие в Бахчисарай и по его окрестностям. А в апреле 1889 года, во время Пасхальных каникул, гимназисты в течение восьми дней изучали Симферополь и его окрестности.
Судя по отчетам об этих экскурсиях, задачи патриотического воспитания, которые ставило Министерство народного просвещения перед отечественными гимназиями, были выполнены на 100%.
В одном из министерских постановлений по гимназиям говорилось:
«Всякая разумно направляемая школа стремится к воспитанию детей в истинно-патриотическом духе, духе полнейшей преданности Государю, отечеству, своему народу, в духе полного уважения к его прошедшему и веры в его будущее, в духе хранения заветов его истории. Гимназии, как ученые школы, должны преследовать эту цель тем с большей энергией, что они имеют и более развитых учеников и больше средств действовать на них».
«Перстом тыкал в клык»
Но преподавателей, способных придумать насыщенные экскурсии и пожертвовать своим временем для них, в стране были единицы.
В 1896 году в Министерстве народного просвещения задумались о разработке типовых экскурсий по России для учащихся средних учебных заведений. При министерстве создали в Москве Центральную экскурсионную комиссию с филиалом в Петербурге.
«Мы хотим устраивать экскурсии с целью ознакомления с отечественной природой, заводской деятельностью и историческими памятниками России»,— рассказывали члены комиссии в газетах о своих планах.
Предполагалось, что в гимназиях будут созданы специальные кассы для сбора денег на экскурсии.
Комиссия обещала со своей стороны ходатайствовать перед Министерством путей сообщения о скидке экскурсантам при проезде по казенным железным дорогам и выражала надежду на то, что и частные дороги и пароходные общества снизят цены на билеты для учащихся туристов. Если это произойдет, заявляла комиссия, то экскурсия продолжительностью в месяц будет обходиться не более 60 рублей.
К началу XX века поездки провинциальных учащихся и учащих, как тогда часто называли учителей, в обе столицы стали регулярными во время каникул.
В мае 1901 года «Петербургский листок» сообщал:
«В одной из здешних классических гимназий вчера освобождено помещение и приноровлено для приема полусотни маленьких туристов.
Они прибудут из Саратова… Проедутся по Волге, заглянут в Москву, оттуда в Петербург, побывают в Кронштадте, Петергофе, Царском Селе, а затем отправятся обратно».
В конце декабря 1902 года в северную столицу на несколько дней приехали 28 учительниц Елецкого уезда. А. А. Стахович, елецкий уездный предводитель дворянства договорился с директором Второй петербургской гимназии об их бесплатном размещении и выхлопотал им бесплатные билеты в императорские и частные театры. В эти дни в столице работал съезд по техническому и профессиональному образованию, а при нем — интересная выставка. Кроме того, можно было посетить выставку «Детский мир», также имевшую отношение к народному образованию. В планы экскурсанток входили и походы в знаменитые петербургские музеи.
Деньги на поездку учительницам (по 30 рублей каждой) выдало уездное земство авансом, взяв с них обязательство выплачивать долг по пять рублей в месяц из зарплат.
Условия обитания экскурсантов в учебных заведениях были спартанскими: чаще всего спать приходилось на полу на набитых сеном тюфяках, без постельного белья, если не привез его с собой; из бесплатной еды — только кипяток.
Посредником между учебными заведениями, готовыми принять гостей, и уездными земствами, собирающимися их отправить, обычно была экскурсионная комиссия при Министерстве народного просвещения.
После пары лет таких регулярных нашествий провинциальных учащихся и учащих на столицу, петербургские журналисты возмутились:
«Почему же провинциальные гимназисты едут к нам и никогда наши не отправляются туда, к ним? …
В Петербурге они пресыщены раритетами художественного и научного характера.
Мальчишка видел картины Рубенса и Рафаэля. Перстом тыкал в клык кунсткамерного мамонта, а белки живой не видел; готов рот разинуть при зрелище вертящихся крыльев ветряной мельницы. Кому же еще так нужны экскурсии как не петербургским гимназистам?»
За исправление несправедливости взялись в Ярославле. Там учителя готовы были встречать и провожать экскурсионные группы на вокзале или пристани, заниматься их размещением и проводить экскурсии.
«В мягких детских сердцах»
Но сравнивая постановку экскурсионного дела и вообще патриотического воспитания за рубежом и в России, официальные власти постоянно убеждались, что «догнать и перегнать» заграницу не удается.
В 1911 году на первом туркестанском съезде преподавателей и воспитателей средне-учебных заведений об этом говорил В. К. Герштенцвейг, офицер-воспитатель Ташкентского кадетского корпуса:
«На западе краткость расстояний, многочисленные общества и клубы и удешевление переездов для экскурсантов и учащихся дает возможность молодежи сравнительно в короткий срок познакомиться интуитивными путем со страною, народом и историческим прошлым своей родины по памятникам, храмам и общественным зданиям, чем, собственно, и объясняется то единодушие западноевропейских народов, которое проявляют они в вопросах, имеющих неоспоримое национальное значение.
Сильно способствует развитию патриотического духа в нации и воспитанию в нем молодежи характер памятников, но в этом отношении Россия за последнее полустолетие бедна.
Памятники ее в значительной мере и по идее, и по мощи, и по искусству выполнения далеко уступают памятниками западноевропейских государств… Памятников, замечательных по общей идее, по силе и композиции, умелому сочетанию аллегории и символизма с действительностью и способных пробудить не только в мягких детских сердцах, но и в сердцах взрослых национальную гордость, удивление, восхищение и горячее патриотическое чувство, горячую любовь к Родине и благоговейное отношение к славным моментам и деятелям ее истории,—таких памятников, повторяем, у нас на Руси за последнее время нет! В этом застой или регресс нашего скульптурного искусства».
Уже в следующем году экскурсионное дело значительно оживилось. Весной Петербург принял 20 000 экскурсантов из Москвы, Киева, Варшавы, Вильны и Харькова. В связи со столетием Отечественной войны 1812 года было организовано несколько образовательных поездок по России — по местам, связанным с этой войной.
Во время летних каникул 1914 года Москва ожидала 2500 экскурсантов, которых готовы были принять 13 городских начальных училищ. Одна из студенческих столовых взяла на себя обязательство кормить гостей обедами по низким ценам.
Не забывали о патриотическом воспитании и в учебное время.
На совещании директоров средних учебных заведений попечитель петербургского учебного округа С. М. Прутченко 15 февраля 1914 года еще раз напомнил о важности воспитания учащихся:
«Государству нужны деятельные граждане с сильной волей, а не безвольные старцы, которых выпускает средняя школа. Мировое положение России в настоящее время очень тяжело, ее окружает кольцо государств, где воспитание молодого поколения поставлено на должную высоту. Там из школы выходят в жизнь бодрые, крепкие духом и телом граждане с сильной любовью к родине, а у нас безвольные субъекты без всяких идеалов, с одним лишь разочарованием и безразличием к жизни. Оздоровление средней школы является важным государственным вопросом, продиктованным условиями времени».
«Мужчины негодуют»
Чтобы преподаватели освоили зарубежный опыт подлинного патриотического воспитания, группы учителей начали направлять на экскурсии за границу. Как именно они применяли полученные знания, оставалось вопросом, однако кругозор провинциальных учителей после таких поездок значительно расширялся. А вот возглавлявшие и направлявшие процесс патриотического воспитания люди, как оказалось, слабо ориентировались в государственной политике и международных событиях.
16 июня 1914 года (по старому стилю), на следующий день после убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево, до крайности обострившего ситуацию в Старом Свете, очередные две группы русских учителей отправились в тур по Европе. Через месяц маршрут был почти завершен. Оставалось побывать только в Венеции. Но любоваться ею пришлось лишь один день. На фоне растущей тревоги по поводу грядущей войны руководители групп решили прервать тур. Но отправиться они были вынуждены в Берлин, так как деньги, необходимые для завершения поездки, московское бюро по организации экскурсий послало туда.
Около полуночи 18 июля 1914 года 57 русских экскурсантов прибыли в Мюнхен. Вокзал был забит мобилизованными солдатами.
Здесь учителям из России преподали главные уроки патриотизма по-германски.
Толпа возбужденных манифестантов проклинала русских и Россию. Человек, который обещал встретить группу, где-то задержался. Расправы удалось избежать чудом. Начальник станции предложил экскурсантам спрятаться в пустом зале ожидания третьего класса и закрыл дверь на замок. Утром учителя отправились в Берлин.
«Поезд переполнен… Весь день стоим. Женщины-немки великодушно уступают места, мужчины негодуют, показывая нашим спинам кулаки»,— вспоминала одна из участниц этого тура.
Из-за бесконечных задержек в пути учителя опоздали на поезд до Варшавы. В Берлин они прибыли поздно вечером 19 июля, когда Германия уже объявила войну России. В группе было 18 мужчин. На вокзале их сразу арестовали, отпустили только женщин. 21 июля руководительнице группы М. М. Мрост удалось вызволить арестантов и отправить их в Копенгаген. Женщинам же из-за отсутствия денег, а потом из-за прекращения железнодорожного сообщения, пришлось пять недель жить в отеле, не показываясь на улице и во всем помогая прислуге.
«Боимся выходить на улицу,— вспоминала та же участница поездки,— толпа буйствует, руководительница арестована — заподозрена в шпионстве».
Наконец, находившийся в Берлине профессор Петербургского университета Н. И. Кареев вместе с профессором Берлинского университета Теодором Шиманом организовали комитет помощи русским. Комитет выдал деньги для уплаты долга хозяйке отеля. Через испанское посольство, представлявшее интересы России, Н. И. Кареев добился получения средств для выезда учительниц из Германии.
23 августа 1914 года они покинули Берлин. Через пролив Зунд русские учительницы попали на остров Рюген. Пересев на шведский пароход, добрались до Швеции, а оттуда на русском пароходе — до Финляндии. В порту Раун их бесплатно накормили обедом и на экстренном поезде отправили в Петроград, куда участницы непредвиденного квеста прибыли ночью 27 августа 1914 года. Городское управление предложило мученицам бесплатный ночлег и чай с черным хлебом. На следующий день все желающие получили бесплатные железнодорожные билеты и двинулись в разные концы России.
По сравнению со многими другими неожиданно для себя оказавшимися во вражеской стране россиянами участники неудачной экскурсии очень легко отделались. Но о том, насколько быстро культивируемый с благородными целями патриотизм может превращаться в разнузданный шовинизм, они узнали на собственном опыте.