Покрышки наголо
Шипованная резина с 1 июня станет обстоятельством, несовместимым с управлением авто
1 июня начинает действовать сезонный запрет на управление автомобилем с шипованными шинами, санкция — штраф 500 руб. или предупреждение. Норма в прошлом году закреплена постановлением правительства по инициативе МВД. Шипованная резина летом на асфальте опасна из-за более длинного по сравнению с летними покрышками тормозного пути, напоминают эксперты. Кроме того, из-за металлических шипов быстрее изнашиваются дороги. Производители сообщили “Ъ”, что шипованных зимних шин год от года продается все меньше.
Согласно приложению к постановлению правительства №1090, с 1 июня начала действовать сезонная норма: запрещена эксплуатация транспортного средства с шипованными шинами. Санкция, согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП, составляет штраф 500 руб. или предупреждение.
Обязанность водителей использовать шины по сезону (летом — без шипов, зимой — зимние) введена поправками к постановлению правительства в 2023 году.
Эта норма появилась в 2011 году в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», но штраф за ее несоблюдение не применялся. «Людей, которые ездят летом на шипах, немного,— говорит шинный эксперт и испытатель журнала "Авторевю" Олег Растегаев.— Они делают это либо из-за безалаберности, либо продают машину, но с зимы не переобулись, а на летнюю тратиться не хотят».
Существует зимняя резина двух типов, поясняет господин Растегаев: так называемая скандинавская (для суровой зимы) и для Центральной Европы (для умеренной зимы). Последняя представляет собой фрикционные модели (так называемая липучка). Что касается скандинавских шин, то здесь выбор шире: с шипами или без них. Разница между этими типами резины, если говорить о тормозном пути на асфальте, несущественная — около 50 м со скорости 100 км/ч (на летней, для сравнения, 38–40 м), отмечает эксперт. Статистики о том, сколько ДТП произошло из-за использования шипованной резины летом, нет.
Еще один аргумент против шипов приводят дорожники: их использование приводит к чрезмерному износу покрытия.
В 2015 году Росавтодор оценивал ежегодный ущерб экономике от использования шипов в 220 млрд руб. В 2020 году в Госдуме обсуждалась идея сократить разрешенную скорость движения машин на шипах с 110 км/ч до 90 км/ч на автомагистралях (с ростом скорости растет интенсивность износа). В мэрии Москвы заявляли, что из-за шипованной резины приходится менять верхний слой покрытия раз в три года.
Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» допускает максимум 60 шипов на погонный метр протектора шины (правило для производителей). Норма, поясняет Олег Растегаев, была введена прежде всего для сохранности дорог и позаимствована у Финляндии. «Но у нас она работает слабо по совокупности причин,— поясняет он.— В Финляндии строже, чем у нас, ограничения скорости и контроль, асфальт крепче, поэтому там на шипах все ездят и дороги остаются в порядке. У нас же ездят быстрее, есть "нештрафуемый порог", покрытие мягче, изнашивается оно быстрее». Господин Растегаев также отмечает, что в РФ существует процедура, позволяющая выводить на рынок модели с большим, чем по нормативу, количеством шипов, компании этим пользуются. В этом случае проводятся сертификационные тесты, подтверждающие, что шина не влияет на износ покрытия более допустимых значений, пояснила “Ъ” замдиректора по перспективному развитию научно-технического центра «Интайр» (входит в шинный кластер «Кордиант») Милена Отдельнова.
В Росавтодоре “Ъ” заявили, что поддерживают «сезонное регулирование применения зимних, в том числе шипованных, шин».
«С учетом международного опыта целесообразно допустить применение шипованных шин, взяв на контроль негативные эффекты, и провести ряд работ для их нивелирования,— пояснили в Федеральном дорожном агентстве.— Среди них — разработка более износостойких асфальтобетонов, совершенствование конструкции шипов для уменьшения их изнашивающего воздействия». Российский дорожный научно-исследовательский институт уже начал изучать влияние шипованных шин на износ дорог — полученные данные планируется использовать при разработке износостойких покрытий, сказали в Росавтодоре.
В последние годы наблюдался тренд по увеличению доли продаж нешипованных зимних шин, в том числе из-за улучшения качества уборки, говорит Милена Отдельнова: «Но предложение фрикционных шин сильнее страдает из-за проблем с импортом (ковид, санкции), в отличие от шипованных шин, где производство локализовано в силу регионального использования (РФ и небольшое количество других стран)».