«Созидание — тяжелый и длительный процесс, разрушение занимает секунду»
Директор музея-заповедника Василия Поленова о праздновании 180-летия со дня рождения художника
1 июня отмечается 180-летие со дня рождения выдающегося русского художника Василия Поленова. Его правнучка Наталья Поленова, директор посвященного живописцу музея-заповедника — знаменитой усадьбы «Поленово» в Тульской области, рассказала Евгении Гершкович о сегодняшних музейных обстоятельствах и о проектах, приуроченных к юбилейному году.
— Вы уже начали отмечать юбилей?
— Конечно! Мы к нему готовились заранее, год для нас начался большим просветительским проектом «Василий Поленов. Учитель и ученики», стартовавшим на Дальнем Востоке. В конце концов, сам Василий Дмитриевич мечтал о просвещении для всех, хотел донести идеи творчества до широкого круга аудитории. А мы теперь создали цикл видеолекций, посвященных и Поленову, и его ученикам — Левитану, Коровину, Остроухову, Архипову, Головину.
Понятно, что детям отдаленных сел и деревень не всегда доступны наши крупные музеи. Теперь они смогли изучить их коллекции благодаря возможностям широкой телекоммуникационной сети. Учащиеся 64 школ искусств Дальневосточного округа, Сахалина, Камчатки, вплоть до маленького индустриального городка Лесозаводск между Хабаровском и Владивостоком, в формате онлайн присутствовали на открытом уроке, который я вела из Поленово. А весной пять финалистов — победители конкурса творческих работ, школьники из Совгавани Хабаровского края, Амурской области, села Ивановка под Благовещенска — приехали на неделю в Поленово.
Работа с детьми, на мой взгляд в настоящий момент, является приоритетным направлением. Не важно, кем ребята станут в будущем,— полученные впечатления останутся с ними на всю жизнь.
Дети мотивированы, их энергетика чрезвычайно заряжает. Инициатива всем так понравилась, что было решено продолжить проект в Центральном федеральном округе. А итоги нового конкурса нам хотелось бы подвести в Тамбовской области, в усадьбе Ольшанка.
— Но почему Тамбовская область?
— Потому что Василий Дмитриевич рос в Тамбовской губернии. Ольшанка — родовое имение деда художника, генерал- майора русской армии Алексея Васильевича Воейкова, участника перехода Суворова через Альпы, фактически основателя отечественного института военной разведки. В Ольшанке вдова генерала Вера Николаевна Воейкова — в семье ее ласково называли «бабашей» — воспитывала внуков, Василия и Елену Поленовых.
Сегодня от былой красоты усадьбы осталось лишь дерево да уникальный храм Воскресения Христа Спасителя, построенный учеником Карла Брюллова Константином Молдавским.
Когда-то имение унаследовал дядюшка Василия Поленова — Леонид Алексеевич Воейков, библиофил, коллекционер русских гравированных портретов. Его архив сохранился в Тамбовском краеведческом музее, и было бы неплохо сделать соответствующую выставку. И вообще, нынешнее тяжелое состояние Ольшанки в целом, на мой взгляд, нуждается в привлечении внимания.
— У вас в Поленово проводятся временные выставки, и многие из них трудно забыть, скажем, «Проект 37/101», посвященный малоизвестным трагическим страницам истории усадьбы и музея. Что вы покажете в связи с юбилеем у себя?
— Мы продолжаем практику межмузейных проектов. В зале «Фахверк» уже открылась выставка «Василий Поленов — универсальный человек». Показываем живопись, графику, фотографии, архитектурные проекты из фондов музея-заповедника Абрамцево. Это история о многосторонности личности Василия Дмитриевича, не только живописца, но архитектора, композитора, педагога, создателя театра, общественного деятеля, мыслителя. Но все-таки я с радостью хотела бы всех пригласить в Самарский областной художественный музей — там сейчас работает выставка «Человек света. Василий Поленов». Помимо двадцати предметов из коллекции «Поленово» в Самару прибыли уникальные вещи из 12 российских музеев, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Твери, Серпухова... Словом, горизонтальная коллаборация в лучшей форме. Тут сложно не порадоваться тому, насколько наши региональные музеи на самом деле богаты. И ведь везде есть первоклассный Поленов!
— А отчего для такой экспозиции выбрана именно Самара?
— Проект стал возможен исключительно благодаря энергии и самоотверженности Аллы Шахматовой, директора Самарского музея. Это ее абсолютная победа. Алла Леонидовна убедила художественный совет Иркутского областного музея им. Сукачева, и те выдали на экспонирование полотно «Христос и грешница», авторский вариант 1888 года, не покидавшее музейных стен с 1928 года. Эта работа, замечу, не участвовала даже в юбилейной выставке Поленова в Третьяковке пять лет назад. В Самаре сейчас гостит один из этюдов (1877) к знаменитому «Московскому дворику» из Третьяковки. И это помимо пейзажей, жанровых сцен, большого блока работ из так называемого «Евангельского цикла».
Но на успех самарского проекта отреагировали коллеги из других музеев. Предложение поступило от Алены Доценко, директора Приморской государственной картинной галереи. 12 ноября мы открываем во Владивостоке выставку «Василий Поленов и ученики». Летом 2025 года эстафету принимает Владимиро-Суздальский музей.
Я бесконечно рада самарскому проекту, буду также радоваться владивостокскому, суздальскому. Но надеюсь, что через пять лет Поленов наконец вернется в свой родной город, в Санкт-Петербург, в Русский музей, где он не выставлялся долгие годы.
— Раньше вы активно участвовали и в международных проектах. Как все обстоит теперь?
— Этот юбилей для меня отличается своей локальностью. Русская культура, безусловно, самостоятельная, и все же творчество русских художников неотделимо от мирового контекста. Мы нераздельны и как сообщающиеся сосуды всегда обогащали друг друга. Того же Поленова, например, можно считать последователем пейзажистов Барбизонской школы.
Сейчас, разумеется, сложный момент, но я как член ИКОМ (Intermational Council of Museums, Международный совет музеев.— “Ъ”) болезненно воспринимаю разобщенность с европейскими коллегами. Мы делали общее дело, годами наращивали связи, тем самым больше привносили в профессию.
Невозможно отрицать значения европейского образования в области музеологии, археологии, реставрации, консервации. Нарушение связей с специалистами мирового уровня чревато потерей профессионализма, разрушением культурного слоя. Созидание — тяжелый и длительный процесс, разрушение занимает одну секунду.
— Прозвучало слово «реставрация». Как в описанной ситуации обстоят дела с усадебным домом, спроектированным и построенным Поленовым на высоком берегу Оки?
— Это насущный вопрос — дому 132 года. В настоящий момент проводим исследования, чтобы понять, до какой степени аварийно его состояние. Вы же понимаете — смена климата, таяние снега, перепады электричества, ежедневные перегрузки. Конечно, главным подарком Поленову станет сохранение усадьбы в том состоянии, в каком он нам ее оставил. Неоценимую помощь в этом оказывает наш Попечительский совет.
— Изменится ли в связи со всем этим в ближайшее время что-нибудь в экспозициях?
— Благодаря Попечительскому совету и представителям бизнеса мы смогли привести в порядок старый поленовский флигель, где всегда жила семья художника. Здесь будет развернута новая экспозиция «Музей Поленово в 20 веке», составленная из памятных предметов — от документов отца Василия Дмитриевича, писем, детских рисунков, фотографий, мебели до вещей моих родителей, возглавлявших музей,— Федора Дмитриевича Поленова и Натальи Николаевны Грамолиной. Все систематизировано и прошло реставрацию. Открытие музея 4 мая 2025 года мы планируем приурочить к 85-летию Натальи Николаевны.
Но, кроме того, я большой поклонник всего, что связано с экологией и потому считаю приоритетным направлением создание эко-маршрутов.
С конца 1990-х в Окской пойме происходило коммерческое освоение земли, вырубка лесов, застройка первозданных полей, постоянное разведение костров, бурение скважин, уничтожение слоев пресной воды — насилие над природой, по большому счету. Серьезное присутствие людей в заповеднике влечет за собой огромные антропогенные вызовы. И если существует закон о национальных парках, то, к сожалению, правовая база, связанная с музеями-заповедниками, остается расплывчатой и до конца не урегулированной.
Зона моей ответственности как директора именно музея-заповедника, куда включена заповедная территория,— это не только забота о музейном фонде, но и сохранение уникального ландшафта площадью 890 га, его флоры и фауны. А потому я внесла предложение о создании эко-тропы длиной 30 км (15 км по Тульской области и 15 — по Калужской) с переправой через Оку на лодках или сапах.
Наши гости, приезжая в Поленово, признаются, что чувствуют себя как в раю. А что такое рай? Это комфорт, безопасность. Поэтому рай этот необходимо создавать и постоянно поддерживать. Раз уж усадьба Поленово остается одним из популярных туристических мест.
— В чем, на ваш взгляд, феномен Василия Поленова?
— Я часто размышляю о том, почему люди идут к Поленову. Он притягателен только как художник, автор «Московского дворика» или «Евангельского цикла»? Не думаю. Возможно, не осознавая, не формулируя это для себя, люди поддаются очарованию личности, ее широте, честности, открытости, щедрости? Поленов, дитя своего времени, пропитанный идеями, распространенными в кругах, где он вращался, никогда себя ни в чем не дискредитировал, все, что построил, отдал людям. Самый уникальный поступок Поленова, несомненно,— создание прекрасного мира усадьбы — как картины, которую он сотворил на земле и оживил. И этот своеобразный «перформанс» остается с нами, не переставая вовлекать в себя почти уже полтора столетия.