Электросамокаты заезжают под камеры

Как может быть организован контроль за передвижением СИМ

Минтранс хочет следить за электросамокатами с помощью отдельных камер. Ведомство разместило на портале госзакупок тендер на разработку такой системы контроля, пишет Autonews. Речь идет в том числе о создании специальных меток, которые можно распознавать дистанционно, а также комплекса фото- видеофиксации нарушений и соответствующего ПО с мобильным приложением. Стартовая стоимость контракта — 41,5 млн руб. Срок исполнения — конец 2024 года.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Исходя из техзадания, распознавать планируется не нарушителей, а именно их транспортные средства, делает вывод эксперт по системам видеофиксации, разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман. Но главная проблема, по его мнению, не в этом: «Чтобы предпринять меры против нарушителя, необходимо идентифицировать для начала СИМ, потому что при идентификации людей по лицу есть вероятность ошибки. Метки или номера СИМ должны быть стандартизированы и уникальны. Камеры, вероятно, смогут распознавать какие-то номера, которые сейчас ставят некоторые операторы кикшеринга, или, допустим, будут использоваться метки типа RFID, которые применяются в магазинах для идентификации товара.

Соответственно, если в СИМ будет вмонтирована такая метка, то ее можно дистанционно прочитать. Поскольку такие средства передвижения чаще можно встретить на тротуарах, то не нужны камеры, которые будут бить на сотни метров.

Тем более номера на электросамокатах не получится установить такие же большие, как на автомобилях. То есть они должны быть различимы буквально на 10-15 м и распознаваться только в ближней зоне. Проблема в том, что у нас эти номера сейчас есть только у некоторых прокатных сервисов, но не на личных самокатах. Соответственно, для того чтобы это заработало, нужно ввести какой-то реестр СИМ и так далее.

Чисто технически это, на мой взгляд, не проблема, потому что уже давно система обкатана на автомобилях и мотоциклах. Соответственно, получение номеров, их стандартизация, решение вопросов с удаленной радиоидентификацией — это все реализуемо. Самая большая проблема — организационная. Ведь у ГИБДД хватает своих забот с автомобилями и мотоциклами, и на средства индивидуальной мобильности у инспекции просто нет ресурсов».

Отнести транспортное средство к категории СИМ можно при условии, что оно имеет мощность мотора до 0,25 кВт, вес до 35 кг и максимальную скорость до 25 км/ч в час. В этом случае оно не является мопедом, так что права для его использования не нужны. Система видеофиксации и наказания, скорее всего, начнет действовать в достаточно короткие сроки, поскольку она, по сути, уже отработана на автомобильных дорогах. Но вот штрафы для водителей электросамокатов почти наверняка существенно увеличатся, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

«Вероятно, будут использоваться технологии, которые уже применяются для выписывания штрафов автомобилистам. Водители электросамокатов будут получать точно такие же взыскания.

В принципе, никаких отличий здесь не будет. Единственное, что стоит учесть: сейчас штрафы для электросамокатчиков достаточно низкие, но тем не менее уже разрабатываются и находятся в том или ином состоянии принятия законопроекты, которые увеличивают их размер для нарушений водителями СИМ. Какой из этих документов будет в итоге принят, пока неизвестно, но, очевидно, что санкции будут пересмотрены, и возможно, достаточно серьезно».

В последнее время число электросамокатов в сервисах кикшеринга крупных российских городов увеличивалось лавинообразно. Так, по данным правительства Москвы, в столице оно выросло с 3 тыс. в 2018 году до 25 тыс. — в 2021-м. За то же время количество пользователей этих устройств с 30 тыс. человек подскочило до 1 млн.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента