Беспилотный вектор
Транспорт
Сегодня Россия активно двигается в русле общемировых тенденций по развитию беспилотного транспорта. Несмотря на ряд технологических вызовов, а также необходимость создания соответствующих инфраструктуры и законодательной базы, эксперты полагают, что страна будет полностью готова к применению беспилотных систем в транспортной отрасли в перспективе ближайших нескольких лет.
Развитие беспилотного транспорта зависит от уровня экономического и технологического развития страны, особенностей законодательного регулирования и варьируется в зависимости от вида транспорта. На данный момент мировыми лидерами в этой сфере являются США, Германия, Япония и Китай. По словам Антона Кривошеева, председателя комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, среди внедряемых видов беспилотного транспорта сегодня присутствуют беспилотные автобусы для общественного транспорта в городах, беспилотные такси для пассажирской перевозки, а также беспилотные грузовики для доставки грузов. Также практикуется применение беспилотных дронов для доставки посылок и медицинских товаров в отдаленные или труднодоступные районы.
Как отмечает Роман Тиняев, директор практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners, за рубежом, в частности в Великобритании, Франции и Японии, достаточно давно эксплуатируются беспилотные поезда. В гражданской авиации — беспилотные воздушные суда для целей аэрологистики (срочной доставки медицинских грузов, внутригородской доставки, внутрискладской логистики). В этой сфере работают крупные логистические компании, например, DHL, FedEx, UPS, торговые компании (Amazon, Alibaba) и специализированные организации (Zipline, Wing, Matternet). В большой авиации активно применяются автопилоты, но в кабине должны находиться два пилота. На горизонте пяти-семи лет можно ожидать переход на полеты магистральных самолетов и самолетов местных воздушных линий с одним пилотом. При этом говорить о беспилотных пассажирских лайнерах пока рано, поскольку такие беспилотные воздушные суда должны проходить испытания и сертификацию для подтверждения их безопасности.
«Что касается автомобильного транспорта, то уже есть примеры эксплуатации пассажирских автомобилей с автономностью третьего уровня (SAE Level 3), например, в этом году в США начались продажи годовых подписок на функцию Drive Pilot для моделей EQS и S-Klasse от Mercedes Benz. Технически уже доступны и более высокие уровни автономности, но вопросы безопасности и юридической ответственности за управление автомобилем будут сдерживать внедрение полноценных беспилотников в среднесрочной перспективе. Наиболее вероятно, что распространение полноценных беспилотных автомобилей начнется с локализованных промышленных объектов (например, карьеров, территорий заводов, складов)»,— поясняет господин Тиняев.
Беспилотный транспорт в РФ
Россия активно принимает участие в развитии беспилотного транспорта. «Тесты беспилотных автобусов и такси проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Также исследуются возможности применения беспилотных транспортных средств для грузоперевозок, особенно в сфере логистики и транспортировки грузов на большие расстояния»,— отмечает господин Кривошеев. Однако для полноценного развития беспилотных транспортных систем, по мнению эксперта, необходимы дополнительные усилия по созданию соответствующей инфраструктуры, разработке законодательства и регулирования, а также проведению тестов и обучению специалистов в этой области.
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, уверен, что рано или поздно весь транспорт станет беспилотным. Однако прежде всего эти изменения коснутся железнодорожного и водного транспорта. На автомобильных дорогах, особенно внутри городов, такой переход случится в последнюю очередь.
По мнению господина Тиняева, высока вероятность, что практика применения беспилотных поездов начнет распространяться в России в ближайшие пять лет. «Отдельные проекты уже были реализованы, например, беспилотные поезда межтерминального перехода в аэропорту Шереметьево (их работа временно приостановлена в 2022 году). При этом важно учитывать, что, например, в таких городах, как Москва, требования к беспилотным поездам (например, в метро) будут повышенными из-за огромного пассажиропотока и малых интервалов движения поездов»,— подчеркивает он.
По словам Андрея Бойко, доцента факультета безопасности информационных технологий ИТМО, в ближайшей перспективе произойдет запуск беспилотного электропоезда на Московском центральном кольце (МЦК), в работе над проектом принимали участие сотрудники ФБИТ ИТМО.
Прошлым летом коммерческие перевозки с использованием грузового транспорта в беспилотном режиме стартовали на трассе М11 «Нева». «За июнь — октябрь 2023 года мы совместно с ПАО "КамАЗ" выполнили 160 рейсов между Москвой и Санкт-Петербургом. Благодаря беспилотным технологиям удалось вдвое сократить время перевозки по этой трассе: с 20 до 10 часов»,— отмечает Игорь Алексашов, директор по транспортной логистике ПЭК.
«При этом одним из самых успешных проектов прошлого года в сфере беспилотного транспорта я бы назвал "умные" тракторы для аграрного сектора. Отмечу, что результата во многом удалось достичь благодаря тому, что сельскохозяйственные территории имеют ограниченный доступ для посторонних лиц, и юридические вопросы глобально не тормозят развитие и внедрение этого вида коммерческого беспилотного транспорта»,— говорит господин Бойко.
Главным же итогом 2023 года, по мнению эксперта, стала «Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года». «Но отношение к ней у специалистов отличается: юристы считают, что этот документ "открыл небо" для полетов, а эксперты в области беспилотной авиации, напротив, уверены, что стратегия парализовала развитие отрасли»,— заключает он.
Важным шагом для развития автономной воздушной доставки в России господин Алексашов считает упрощение с 1 марта 2024 года механизма проверки и подтверждения соответствия беспилотных авиационных систем (БАС) нормативам. «На протяжении нескольких лет высокая стоимость и сроки сертификации были одним из основных барьеров для развития автономной воздушной доставки. Поэтому, несмотря на то, что компании провели десятки тестовых полетов в регионах с экспериментальными правовыми режимами, запустить доставку в коммерческую эксплуатацию так и не смогли. В декабре прошлого года в Росавиации сообщили, что имеются 14 заявок на получение сертификатов от десяти производителей. Благодаря упрощению этого процесса уполномоченные органы смогут сертифицировать беспилотные воздушные суда уже в 2024–2025 годах»,— поясняет он.
Региональные перспективы
Поскольку Санкт-Петербург является крупным международным транспортным узлом, по мнению экспертов, у города есть хорошие возможности для развития беспилотных транспортных систем. Наиболее вероятным местом внедрения беспилотного транспорта в регионе станет трасса М11, на которой уже проводятся эксперименты по работе беспилотных грузовых автомобилей. При этом запуск полностью автономных перевозок на протяжении всей трассы М11, по словам Игоря Алексашова, станет возможным во второй половине 2024 года, когда завершится строительство Северного обхода Твери. «Сейчас беспилотники проходят эту часть маршрута в ручном режиме напрямую через Тверь и Тверскую область, где есть и светофоры, и уличная разметка. Инженер-оператор вынужден садиться за руль»,— поясняет он.
Также, по словам Олега Слепова, главного конструктора Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ, входит в госкорпорацию «Роскосмос»), Санкт-Петербург фактически стал первым российским регионом, который внедрил технологии искусственного интеллекта на электротранспорт. «Так, на новых трамвайных вагонах УКВЗ, поставленных городу в 2023 году, установлена система активной безопасности и помощи водителю на основе элементов искусственного интеллекта, которая является беспилотной системой управления. Такие требования предъявляются Петербургом к новой трамвайной технике и касаются всех производителей. Однако существующие в настоящее время ограничения в законодательной базе не позволяют перейти на полностью беспилотное управление общественным транспортом. Кроме того, для внедрения беспилотного транспорта требуются реновация инфраструктуры, выделение трамвайных линий, реализованное в некоторых городах, а также способность системы распознавать все препятствия на пути трамвая»,— отмечает эксперт.
Проблемы и перспективы
Относительно готовности России к беспилотному транспорту Антон Кривошеев считает, что страна находится на начальной стадии развития в этой области. Российские компании и власти проявляют интерес к разработке беспилотных транспортных систем, но пока еще не достигли масштабного внедрения. Основные проблемы в этой сфере включают технические и технологические вызовы, а также необходимость создания соответствующей инфраструктуры и законодательной базы.
Одна из ключевых задач, по словам Ирины Франк, управляющего директора Frank Auto,— разработка надежных и безопасных систем управления, датчиков, алгоритмов и систем связи. Также крайне актуальны вопросы, связанные с гарантиями безопасности для пассажиров, пешеходов и других участников движения, поскольку беспилотные системы должны способствовать снижению аварийности, а не увеличению рисков.
«Замедлить процесс внедрения может отсутствие четкого законодательства и регулирования относительно использования беспилотных транспортных средств на дорогах. Кроме того, граждане многих стран и России, в частности, еще не готовы в полной мере принять беспилотные ТС из-за опасений по поводу безопасности, конфиденциальности данных и других факторов. Наконец, для развития беспилотников нужно адаптировать под них дорожную инфраструктуру, то есть создать специальные полосы движения, знаки, светофоры и другие технические средства»,— заключает эксперт.