«Мы должны сформировать две вещи: уверенность и мечту»
Экспертное мнение
В России продолжается активная работа по возрождению скоростного флота. Регионы заинтересованы в его обновлении, производители готовы поставлять суда. О важности и востребованности скоростных перевозок, потенциале страны в сфере водного туризма рассказал Георгий Анцев, доктор технических наук, генеральный директор — генеральный конструктор АО «НПП "Радар ммс"».
BUSINESS GUIDE: Насколько высок спрос на скоростные суда в России и в каких регионах они наиболее востребованы?
ГЕОРГИЙ АНЦЕВ: Спрос очень высокий: наши суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р» работают в Ханты-Мансийском округе, Нижнем Новгороде, Якутии, Чувашии, Самаре и Ростовской области, всего 22 теплохода в шести регионах страны. Если вы окажетесь в Нижнем Новгороде, где в перевозках задействованы пять «Валдаев 45Р» и два «Метеора 120Р», то свободно купить билет на теплоход у вас вряд ли выйдет: все билеты раскупают моментально, настолько эти поездки популярны.
Президент Владимир Путин несколько лет назад поставил задачу развития внутреннего туризма перед всеми органами исполнительной власти, и сегодня эта задача решается. В прошлом году на базе «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» состоялся расширенный выездной совет Госдумы во главе с председателем Вячеславом Володиным, где присутствовали лидеры всех фракций. Обсуждались развитие скоростного флота, обеспечение водных перевозок, развитие внутреннего туризма. Был принят ряд важных решений, в частности, о выделении на строительство скоростного флота дополнительного финансирования через лизинговые компании.
BG: Учитывая спрос, сколько судов у вас законтрактовано и на какой период?
Г. А.: На период до 2026 года законтрактовано 12 «Метеоров 120Р» и восемь «Валдаев 45Р». К 2030 году мы готовы к строительству еще около 100 теплоходов. Но эти цифры не отражают реальную потребность регионов — она намного выше, и уже сегодня это должно быть отражено в программе субсидированного лизинга. Только непрерывная загрузка верфей, стабильное серийное производство и устойчивый заказ на годы вперед гарантированно помогут судостроительной отрасли «задышать», наладить работу всей кооперации, запустить цепочки импортозамещения и обеспечить стабильные рабочие места для судостроителей.
Также активно ведется работа по созданию морской версии «Метеора» для Ростовской области для маршрутов по Дону и Азовскому морю. Сейчас находимся в стадии завершения проекта и готовимся к началу строительства головного судна.
BG: Хотелось бы узнать подробнее о «Метеоре 120Р». Расскажите о его характеристиках.
Г. А.: «Метеор 120Р» — наукоемкий проект, вобравший в себя лучшие решения конструкторской школы Ростислава Алексеева и современные инженерные и технические решения. Одно из главных отличий — интегрированная мостиковая система управления судном с элементами искусственного интеллекта, иначе говоря, это «интеллектуальный» теплоход. Эта система служит безопасности и комфорту пассажиров и экипажа, она разработана в Санкт-Петербурге в АО «НПП "Радар ммс"».
Усовершенствована крыльевая схема, за счет чего скоростные характеристики повысились, а расход топлива снизился. При создании корпуса использовано сочетание композитных материалов и алюминия, это делает корпус прочным и легким. В отделке салона применяются современные шумоизоляционные материалы, а остекление выполнено усиленным силикатным стеклом с затемнением. В кормовой части на обзорной площадке расположен буфет.
Преимуществом «Метеора 120Р» является и его открытая архитектура, поэтому опции и комплектация теплохода могут быть разными, в соответствии с пожеланиями заказчиков, на которые мы всегда откликаемся.
BG: Компания выпускает не только «Метеоры» и «Валдаи», но и другие суда, в частности, высокоскоростные катера. Насколько высок спрос на такую продукцию?
Г. А.: Не так давно в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» было возрождено проектирование и строительство судов на воздушной подушке. Сегодня по этому направлению у нас достаточно большая загрузка по заказам. Судно на воздушной подушке — крайне интересный и востребованный проект для северных регионов, особенно в межсезонье. Его мы планируем презентовать в ближайшее время.
Выпускаются для частных заказчиков высокоскоростные катера на подводных крыльях «Дельфин», «Сагарис», «Волга». Также мы прорабатываем с регионами возможность поставок таких катеров для использования в качестве водного такси или скорой помощи на воде. В этом сезоне в Санкт-Петербурге планируем освоить индивидуальный туризм на скоростных катерах: комфорт на борту и высокая скорость позволят туристам за время экскурсии увидеть больше достопримечательностей, чем за аналогичную прогулку на водоизмещающем катере.
BG: Насколько актуален сейчас внутренний водный туризм, какие направления развиваются?
Г. А.: В нашей стране более 100 тыс. км внутренних водных путей, их необходимо наполнять новыми маршрутами и судами. Актуален ли сегодня внутренний водный туризм? Безусловно! Сегодня он переживает определенный ренессанс, чему поспособствовали и геополитическая ситуация, и ценообразование на зарубежные туры, и многое другое. Внутренний водный туризм обречен на успех, это прекрасная возможность для бизнеса, для повышения привлекательности регионов.
Нижегородская область, являющаяся сегодня флагманом водного туризма на скоростных судах нового поколения,— живой пример значимости этого направления. Губернатор региона Глеб Никитин сделал ставку на скоростные суда — и не прогадал. Туристический поток в Нижний Новгород увеличился, а маршрут Нижний Новгород — Городец на «Валдае 45Р» несколько раз признавался лучшим в номинации «Экскурсионный туристический маршрут» журналом Russian Traveler.
Также совместно с Глебом Никитиным мы прорабатываем развитие в регионе промышленного водного туризма, важной частью которого будет знакомство с этапами создания скоростных судов. Очень надеюсь, что уже в этом году первую такую группу туристов мы примем в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Процесс создания судов на подводных крыльях будет интересен и взрослым, и детям. Мы должны сформировать две вещи: уверенность и мечту. У родителей должна быть уверенность в государстве, в том, что оно заботится о будущем поколении, а у детей должна быть мечта. Если эти два понятия перекликаются, то мы движемся в нужном направлении.
BG: В каком состоянии в России сейчас находится инфраструктура, необходимая для внутреннего водного туризма? Достаточно ли заправочных станций, причалов?
Г. А.: По собственному опыту люблю приводить в пример Ладогу. Где заправиться в Ладоге? Только на выходе из Ладоги и в Приозерске. Больше сертифицированных заправок в этой акватории нет. А если пойдете в Онегу из Ладоги? Опять же, на Свири вы не заправитесь, в Петрозаводске тоже.
Необходимо развивать подобную инфраструктуру в регионах, а компаниям, которые возьмут на себя строительство заправок и причальных стенок, их обслуживание и сертификацию, оказывать всяческую поддержку.
В нашей стране много рек, на которых нужно восстановить фарватеры, запустить отдельную программу по очистке малых рек. Также государству необходимо ввести амнистию по переводу ввезенных из-за рубежа маломерных судов под российский флаг, поскольку сегодня большинство судовладельцев из-за высоких пошлин пользуются временным ввозом и суда ходят под чужими флагами. Это те базовые вещи, которые могли бы поднять внутренний водный туризм на новый уровень развития.
BG: На прошлом ПМЭФ между «Радар ммс» и городским комитетом по транспорту было подписано соглашение о поставке в Петербург пяти судов на подводных крыльях «Метеор 120Р». Идет ли работа по этому соглашению?
Г. А.: Когда на ПМЭФ-2022 мы презентовали «Метеор 120Р» гостям форума, представителям регионов, министерств, судоходных компаний, мы видели, насколько тепло все отнеслись к новому «Метеору», рассекающему неспокойную Неву. В том, что потребность в обновлении скоростного флота у Петербурга есть,— сомнений нет. Однако пока выйти на стадию непосредственного подписания хозяйственных договоров мы не можем. Было поручение президента о предоставлении под эти цели инфраструктурного кредита, и такая схема финансирования была бы удобна для города, но пока вопрос находится в проработке. Бывая в Нижнем Новгороде, я по-доброму завидую этому региону, где по Волге и Оке рассекает современный скоростной флот. Как истинный ленинградец, петербуржец я хотел бы увидеть скорейшее обновление скоростного флота и в родном городе, ведь Петербург по праву считается колыбелью водного туризма.
Сегодня совместно с городом мы ищем решение этого вопроса, и всем сторонам необходимо активизироваться. Хотелось бы, чтобы на ПМЭФ-2024 удалось принять окончательное решение и составить «дорожную карту» проекта.