Петербургская промышленность разогналась

Проект

Власти города рапортуют о быстрых и существенных темпах роста промышленного производства. Помимо крупных компаний, работающих на оборонный заказ, разработчиков радиоэлектроники, фармацевтического кластера, вклад дает сектор малого и среднего бизнеса. Предприниматели активно привлекают кредитные средства и пользуются финансовыми инструментами господдержки на открытие новых производств и расширение имеющихся в рамках импортозамещения. Задел на будущий рост есть, уверены аналитики, но для этого нужно еще больше ресурсов: денег по программам господдержки, земли и кадров.

Занимательные цифры

Согласно данным Петростата, в первом квартале 2024 года петербургская промышленность показала высокие темпы роста. В январе — марте индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге по сравнению с первым кварталом прошлого года увеличился на 11,3%. В Ленинградской области темпы роста ИПП практически сопоставимы с Петербургом: 10,2% за первый квартал в сравнении год к году.

По словам вице-президента НИУ Высшей школы экономики в Петербурге Александра Ходачека, в Северной столице и Ленобласти основные макроэкономические показатели лучше, чем в среднем по РФ. На динамику положительно влияет ряд факторов. «Наличие оборонного заказа. Сегодня предприятия работают порой в три смены, кроме того, ритмично обеспечивается финансирование. Также рост дает реализация проектов, связанных с развитием арктической зоны. Это строительство ледокольного флота, вспомогательных судов. Значительный вклад в развитие промышленности дает фармацевтический кластер, радиоэлектронный кластер. В этих направлениях у нас всегда достаточно хорошие перспективы»,— делится господин Ходачек.

Во время апрельской встречи с губернатором Александром Бегловым президент Владимир Путин подчеркнул, что взятый темп в Санкт-Петербурге втрое превышает темп роста промышленности по России. «Это очень хорошие показатели»,— сказал глава страны в прямом эфире телеканала «Россия 24».

Тогда при отчете губернатор акцентировал, что значительный рост показывает развитие судостроительной отрасли. В частности, на верфях строится около 60 кораблей и судов высокого класса. Кроме того, по словам господина Беглова, Петербург вышел из кризиса в автомобильной промышленности. «"Силовые машины" вернули нашему городу лидерство в производстве турбин, на Балтийском заводе заложен мощнейший в мире атомный ледокол "Ленинград", Обуховский завод создает проходческие щиты для метро, а "Радар ммс" разрабатывает уникальные магнитометрические системы»,— перечислил он.

На судостроение и проекты для Арктической зоны обращает внимание и генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «В судостроении серьезный долгосрочный драйвер связан со строительством военных кораблей и подводного флота. Конечно, если говорить о промышленности Санкт-Петербурга, то большой вклад вносят именно проекты, которые реализуются для Арктической зоны. В первую очередь это строительство серии ледоколов на Балтийском заводе, а также сооружение плавучего энергоблока, которое осуществляется в кооперации с китайскими верфями»,— уточняет аналитик.

В майском отчете перед Законодательным собранием Александр Беглов сообщил, что за последние пять лет в городе появилось 117 крупных и средних промышленных предприятий, а малых и микро промышленных предприятий стало больше на 7 тыс. В целом в разных отраслях работает уже более 360 тыс. малых и микропредприятий. В структуре экономики города промышленность дает наибольшую налоговую отдачу, вклад в бюджеты всех уровней составляет около 40%.

Задел на рост есть. С учетом перспективной динамики, по итогам полугодия индекс промышленного производства в городе может составить 114–115%, а по итогам года — не менее 120%, предполагает председатель петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. «Одна из важнейших предпосылок дальнейшего роста обрабатывающих отраслей Петербурга — продолжающееся развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса города в сфере радиоэлектроники, приборостроения, машиностроения, производства одежды, обуви, беспилотных аппаратов, транспортных средств. Вместе с этим мы видим существенный потенциал для роста и в "гражданских" отраслях экономики города: в фармацевтике, пищевом производстве, станкостроении, нефтехимии, мебельном производстве и деревообработке, автомобилестроении»,— комментирует эксперт.

Расширение зон

По словам Александра Ходачека, большую роль в развитии промышленного сектора Петербурга играет наличие особой экономической зоны со всеми имеющимися преференциями и индустриальные парки. «Отмечу, что по стране не все ОЭЗ показывают результат и становятся востребованными площадками»,— подчеркивает эксперт.

По словам генерального директора АО «Особая экономическая зона "Санкт-Петербург"» Тамары Рондалевой, инвесторы активно ищут выходы на новые рынки и работают на «покрытие» освободившихся ниш, в связи с чем реализуют новые разработки и ищут новые производственные возможности для реализации запуска производств.

«В первую очередь огромный спрос на готовые современные производственные площади, который фиксируется в Петербурге уже не первый год и сейчас только усилился, обострился»,— комментирует госпожа Рондалева. Она отметила, что резиденты ОЭЗ также активно инвестируют и развиваются.

Так, по итогам первого квартала их общий объем инвестиций составил 4,8 млрд рублей, что на 65% больше, чем годом ранее. Компании активно вкладываются, как в строительство предприятий, так и в разработку продуктов. Наибольший объем инвестиций в ОЭЗ Санкт-Петербурга осуществили АО «Биокад», ООО «Газпромнефть — Промышленные инновации» и ООО «Биоген». При этом общий объем выручки всех резидентов с начала года составил почти 20,8 млрд рублей, что характеризует их производственные мощности и объемы выпуска продукции.

Дальнейшая стратегия властей предполагает расширение инфраструктуры для промышленности. В частности, в рамках Генплана планируется возврат промзон и площадок в «сером поясе» города. «(В свое время.— BG) появился большой соблазн застроить их (промышленные зоны.— BG) жильем. Безусловно, петербуржцам нужны хорошие квартиры. Но люди должны быть трудоустроены: застроим мы все жильем, а где работать будем? Поэтому мы решили промышленные зоны сохранить и наращивать их потенциал»,— говорил публично господин Беглов.

«Сегодня с точки зрения размещения новых производств бизнес, конечно, нуждается в новых площадках, оснащенных всеми видами инфраструктуры. Я считаю, было правильным решение при подготовке нового Генплана не уменьшать нежилые промзоны, а даже увеличивать их площадь. Мы предусмотрели увеличение на 1%. Но нужно сохранить условие, что в этом нежилом поясе будут работать промышленные предприятия, размещаться высокотехнологичные производства, направленные на выпуск конкурентоспособной продукции, в том числе с прицелом на зарубежные рынки»,— рассуждает господин Ходачек.

В администрации губернатора Санкт-Петербурга сообщили, что площадь производственных зон в Петербурге выросла на 700 га за пять лет, число индустриальных парков увеличилось с трех до тринадцати, в два раза была расширена сама ОЭЗ.

О конъюнктуре для роста

Эксперты не устают повторять, что массовый уход иностранных компаний с российского рынка спровоцировал создание и развитие отечественного производства. Ниши свободные есть, а где взять средства? По словам самих предпринимателей и топ-менеджеров, многие компании работают сейчас над снижением издержек, ведь произошел ощутимый рост в стоимости оборудования и комплектующих. Кроме того, до сих пор выравниваются, перестраиваются логистические цепочки на поставку всего — от расходных материалов до техники. И речь не только о зарубежных поставках, например из Китая. Очередь стоит и на отечественный продукт. Такие проблемы характерны для всех секторов бизнеса — как для крупного, так и для малого и среднего.

«Учитывая растущий интерес инвесторов к проектам в сфере импортозамещения и стратегически значимых для страны и города отраслях экономики, спрос на заемное финансирование существенно вырос за последние годы. Однако сдерживающим фактором такого роста является действующая ключевая ставка ЦБ РФ, перспективы сохранения которой на текущий год довольно высоки. В этих условиях происходит смещение запросов компаний от банков в сторону государственных институтов и фондов развития, реализующих программы льготного кредитования в приоритетных отраслях экономики — промышленность, технологии, IT-сектор, туризм и ряд других»,— рассуждает господин Панов.

Сегодня в Петербурге действительно реализуется целый ряд федеральных и региональных мер поддержки, среди которых — льготные займы Фонда развития промышленности, в том числе «Промышленная ипотека». Как ранее анонсировали в правительстве города, до 2025 года планируется привлечь в основные производственные фонды обрабатывающих производств 320 млрд рублей инвестиций. В бюджете на 2024 год на поддержку малого и среднего бизнеса заложено 1,8 млрд рублей, на докапитализацию Фонда развития промышленности Петербурга — 4 млрд. В целом на текущий год объем налоговых льгот для бизнеса составляет около 60 млрд рублей.

При этом крупные банки не наблюдают спада по кредитованию. «В 2024 году мы видим стабильный спрос на финансирование со стороны среднего и малого бизнеса (СМБ). За первые четыре месяца этого года объем кредитования клиентов этого сегмента в Петербурге и Ленобласти превысил 90 млрд рублей, из них четверть средств — более 23 млрд — получили промышленные предприятия различных отраслей,— делится данными Руслан Еременко, член правления ВТБ.— В 2023 году ВТБ нарастил кредитный портфель в сегменте среднего и малого бизнеса по Петербургу и Ленобласти почти на 30%, до 272 млрд рублей. В этом году положительная динамика по портфелю сохраняется. Мы работаем со всеми основными госпрограммами — как уже проверенными годами, так и вновь запущенными. В комплексе с нашими собственными кредитными продуктами они позволяют клиентам получить наиболее комфортные условия для обслуживания кредитов в текущей рыночной ситуации».

Исполнительный директор Фонда содействия кредитования МСП Александра Питкянен в ходе интервью «Ъ-СПб» сообщила, что представители данного сектора часто привлекают средства под гарантии и в рамках поручительства. Так, в 2024 году представители сферы производства привлекли под поручительство фонда свыше 930 млн рублей. Средний размер поручительства составил 13,5 млн рублей.

«Кредитами сейчас пользуются практически все, независимо от вида и масштаба деятельности. Конечно, повышение ключевой ставки сказывается на интересе к кредитованию, но наличие государственных программ позволяет бизнесу реализовывать свои планы развития. Если у представителя МСП нет возможности предоставить залог, он может привлечь поручительство фонда. Тогда банк финансирует бизнес под гарантии, предоставляемые государством. Фонд содействия кредитованию работает со всеми крупными банками, всего с 46 кредитными организациями»,— отметила госпожа Питкянен.

Самозанятые подтягивают МСП

Согласно ежегодному докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Калугина, изменение количества петербургских субъектов МСП за последние семь лет носит неоднородный характер: сначала их количество снижалось, а с 2022 года начало увеличиваться. На начало января 2024 года их количество достигло 368,4 тыс., что на 3% больше, чем годом ранее. Отдельно эксперты отмечают стремительный рост самозанятых в Петербурге: за прошедший год их количество увеличилось на 30%.

«В секторе МСП мы сегодня наблюдаем рост самозанятых не только по количеству регистраций, но и по числу платежей, которые вносятся в бюджет. Льготное налогообложение и различные преференции в плане развития бизнеса позволили многим выйти из "серой зоны". Возьмите доску объявлений: массажист, мастер на час, электрик, репетитор — это те люди, которые вышли из тени и теперь легально работают»,— подчеркивает господин Ходачек.

При этом именно самозанятые формируют фундамент для дальнейшего увеличения численности и объемов деятельности малых предприятий города в самых разных отраслях, уверены опрошенные эксперты. В начале 2024 года в Петербурге их было 608 620 человек. Также по статистике бизнес-омбудсмена в последние два года увеличилось и число крупных и средних предприятий: с 700 до 850. В объеме инвестиций в основной капитал наибольшая доля приходится на промышленность — 22,8%.

Аналитики отмечают происходящие структурные изменения в секторе МСП: снижение доли сферы услуг и торговли и рост доли производственной и технологической деятельности под влиянием процессов импортозамещения и санкционных ограничений.

«В последние годы малый и средний бизнес не только не снизил свою активность, но и получил дополнительные импульсы для развития. Освободилось большое количество бизнес-ниш, которые успешно замещают предприниматели. За этим стоит огромная работа по расширению производств, модернизации, найму людей, поиску новых поставщиков, оборудования. Доступность банковского финансирования и государственные льготы в этих условиях имеют стратегическое значение для развития сегмента СМБ»,— комментирует господин Еременко.

Среди тенденций развития сектора господин Панов обращает внимание на рост объемов участия субъектов МСП в государственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, расширение возможностей участия малых и средних предприятий в программах «выращивания» поставщиков со стороны крупных госкомпаний, упрощение ведения предпринимательской деятельности за счет сокращения проверок и цифровизации процессов взаимодействия с госорганами и контрольно-надзорными ведомствами.

Где взять кадры?

Говоря о промышленности, невозможно обойти сегодня тему кадрового дефицита, о котором заявляет почти каждая компания вне зависимости от отрасли. Нехватку рабочей силы ощущают две трети (69,1%) предпринимателей. Даже среди относящих себя к микробизнесу доля декларирующих кадровый голод составляет 60,5%, а для более крупного бизнеса она превышает 80%. «Кадровый голод можно назвать основным современным вызовом для региональной экономики. Особенно сильный кадровый дефицит ощущают предприятия сферы производства, строительства, транспорта. По сравнению с 2022 годом доля испытывающих дефицит кадров возросла вдвое и является максимальной за последние годы»,— говорится в сообщении.

Среди причин указываются частичная мобилизация и добровольный переход части рабочей силы на военную службу и на предприятия оборонной промышленности, релокация, резкий рост конкурентоспособности на рынке труда низкоквалифицированных профессий (например, курьер по доставке еды), а также последствия демографической ямы 1990-х и 2000-х. Судя по всему, ситуация в ближайшее время не выправится. И пока это данность, с которой нужно работать.

Алла Михеенко

Вся лента