На пороге новых взлетов
Экспертное мнение
Новая модификация авиационного двигателя ТВ7-117 — разработка конструкторов «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха») — сегодня открывает дорогу для российской региональной авиации XXI века. Этой весной самолет Ил-114-300 с модернизированными двигателями ТВ7-117СТ-01 возобновил программу летных испытаний. О том, почему программа модификации силовых установок ТВ7-117 имеет стратегическое значение для развития отечественного авиапрома, рассказал генеральный конструктор петербургского предприятия «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.
BUSINESS GUIDE: Какое место в комплексной программе развития авиационной отрасли занимают модификации двигателей ТВ7-117?
ВСЕВОЛОД ЕЛИСЕЕВ: Данная программа направлена на обеспечение страны отечественными гражданскими самолетами, которые сегодня создаются широкой кооперацией предприятий госкорпорации «Ростех», а также на организацию бесперебойных авиаперевозок пассажиров. Конечно, любому самолету нужны двигатели, поэтому без наших моторов эту программу невозможно будет выполнить. В ее рамках «ОДК-Климов» произведет до 2030 года несколько типов силовых установок для самолетов и вертолетов, среди них модификации ТВ7-117. В их числе и двигатель ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300.
BG: Как зарекомендовали себя двигатели ТВ7-117?
В. Е.: ТВ7-117 — это целое семейство двигателей. Базовый мотор ТВ7-117С был разработан в 1990-х годах для использования в составе силовой установки регионального 60-местного самолета Ил-114. Сертификат типа на него был выдан Авиационным регистром межгосударственного авиационного комитета в январе 1997 года. В России мотор эксплуатировался в составе самолетов Ил-114 местной авиакомпании «Выборг». Задачей была перевозка 60 пассажиров с максимальной экономией по топливу, и двигатель успешно держал планку наиболее экономичного в своем классе.
BG: В чем преимущества современных авиадвигателей этого семейства?
В. Е.: Двигатель ТВ7-117СТ-01 — более современная модификация. Он был сертифицирован в 2022 году уже по новым авиационным правилам и соответствует всем современным нормам по надежности и безопасности.
Есть еще двигатель ТВ7-117В, он применяется на вертолетах типа Ми-38. Несколько вертолетов сейчас сдано в эксплуатацию ОГУП «Авиация Колымы», и в марте был рекордный перелет таких двух вертолетов в Магадан. Они преодолели 6,5 тыс. км, понятно, что с промежуточными посадками, но тест надежности нашей техники был успешно выполнен.
Сейчас на «ОДК-Климов» разрабатывается еще одна новая модификация ТВ7-117СТ-02 для самолета «Ладога», рассчитанного на 44 пассажира. У этого двигателя будут свои особенности в конструкции для применения на конкретном самолете.
BG: Как современные материалы и технологии влияют на разработку новых модификаций?
В. Е.: Безусловно, ставка на новые производственные технологии дает свои результаты. Двигатели с индексами СТ, СТ-01 и СТ-02 имеют важные отличия от базовых С и СМ. Благодаря технологии литья под низким давлением, используемой в первую очередь в производстве корпусных деталей, авиационные двигатели удалось облегчить на 10–15%. В свою очередь, лопатки входного направляющего аппарата компрессора созданы по технологии селективного лазерного спекания, благодаря чему радикально сократилась трудоемкость их изготовления, также удалось получить заданный профиль и прочность при снижении массы деталей.
Большой прогресс достигнут и в части создания нового поколения электронных блоков автоматического регулирования и контроля БАРК, являющихся «мозгом» двигателя. На самолетных версиях двигателя применяется электронный блок, реализующий управление как двигателем, так и воздушным винтом, что повышает функциональность и надежность системы.
Новации применяются и в процессе проектирования двигателя. Так, на «ОДК-Климов» был создан «цифровой двойник», с помощью которого выполнен ряд виртуальных экспериментов.
BG: В конце марта 2024 года госкорпорация «Ростех» объявила, что Объединенная авиастроительная корпорация возобновила летные испытания самолета Ил-114-300. Какая работа предприятия «ОДК-Климов» предшествовала этому?
В. Е.: Еще в 2022 году мы поставили четыре летных образца двигателя для летных испытаний самолета. В 2023 году мы провели достаточно большой объем испытаний, различных дополнительных сертификационных работ по расширению области применения, параметров двигателя, ресурсов и надежности.
Так, например, мы проводили испытания в термобарокамере для проверки всех систем в различных температурных, скоростных, высотных режимах. Все эти условия имитировал испытательный стенд. Ранее на протяжении нескольких лет мы проводили летные испытания в рамках проекта ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. На этом самолете мы провели около 120 летных часов испытаний. Затем на первом прототипе Ил-114-300 мы осуществили примерно 50 полетов и 150 летных часов.
BG: Как проходят летные испытания самолета?
В. Е.: Сейчас наши коллеги из Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха» проводят программу летных испытаний. Мы, со своей стороны, обеспечиваем машины двигателями с необходимыми характеристиками по надежности и ресурсу.
BG: На какой объем выпуска двигателей для Ил-114-300 вы рассчитываете?
В. Е.: «ОДК-Климов» готов полностью обеспечить будущие самолеты двигателями данного типа. Планируемый объем выпуска соответствует комплексной программе развития авиационной отрасли и потребностям заказчика.
BG: Продолжится ли на предприятии «ОДК-Климов» совершенствование двигателя?
В. Е.: Разумеется, работы по повышению ресурса двигателя продолжаются. На начальном периоде эксплуатации самолета мы планируем выйти на 6 тыс. часов. Конечный ресурс двигателя по техническому заданию — 18 тыс. полетных циклов. Эту задачу мы будем выполнять постепенно, в течение первых десяти лет эксплуатации самолета, нарабатывая опыт эксплуатации двигателей и продолжая проводить весь комплекс стендовых испытаний, а также автономных испытаний основных деталей.
АО «ОДК-Климов» — петербургское предприятие двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем автоматического управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро серийного сопровождения, современную производственную, высокотехнологичную испытательно-исследовательскую базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в госкорпорацию «Ростех») — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация «Ростех» — крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2023 году превысила 2,9 трлн рублей.