Максимум для малого
МСП
В начале апреля число малых и средних предприятий (МСП) в стране выросло до рекордных 6,5 млн с момента появления в 2016 году реестра МСП. И хотя, по мнению экспертов, малый бизнес лучше и быстрее других адаптировался к экономическим изменениям последних лет, его доля в ВВП страны уже долго не повышается и колеблется в пределах 20%.
По статистике Федеральной налоговой службы (ФНС) в России в последние годы устойчиво растет общее число зарегистрированных представителей малого и среднего бизнеса (МСП) и самозанятых, а также людей, работающих в них. В ближайшее время, по мнению экспертов, оно достигнет рекордного значения — более 35% от общего числа занятых в экономике страны.
Дмитрий Кнатько, заместитель директора, академический руководитель программы «Управление бизнесом» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, отмечает, что малый бизнес способствует развитию конкурентной среды в стране, стимулирует повышение качества товаров и услуг. Например, в сфере розничной торговли малые предприятия составляют значительную конкуренцию крупным сетям, предлагая уникальные товары и услуги. Успешные предприниматели обеспечивают условия для повышения благосостояния экономики страны, в том числе за счет создания новых рабочих мест, инноваций в технологиях, развития новых экспортных направлений.
По словам экспертов, если посмотреть динамику общего количества субъектов МСП в ретроспективе за последние три года, то можно отметить ускорение среднегодового темпа роста: с 3% в 2021 году до 5% в 2023 году. Так, по данным ФНС, на 10 мая 2024 года в России зарегистрировано 6 542 858 микро- и малых предпринимателей (ИП и юридических лиц), которые оказывают услуги, выполняют работу, производят товары.
В то же время, по словам Дмитрия Панова, председателя Петербургского отделения «Деловой России», показатель доли МСП в валовом продукте страны (ВВП) за последние годы относительно стабилен и колеблется на уровне 21%, что в первую очередь отражает сложившуюся в РФ структуру бизнеса с доминирующей деятельностью крупных корпораций.
При этом господин Кнатько уверен, что в России сохраняется более чем двойной потенциал от сегодняшнего уровня роста вклада малого бизнеса в экономку, если сравнивать РФ с такими странами БРИКС, как Китай или Южная Африка.
В целом же, как отмечает господин Панов, сегмент малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении занятости россиян — в среднем по стране в этом секторе трудится около 40% от общего числа занятых в экономике России, а в отдельных городах, как, например, Санкт-Петербург — свыше 60%. Этот фактор особенно важен в условиях сложившегося кадрового дефицита.
Глобальные тенденции
По данным аналитиков сервиса «МойСклад», обороты предприятий МСП в 2023 году выросли на 23% по сравнению с 2022-м. Драйвером роста по-прежнему выступает онлайн-торговля, преимущественно маркетплейсы: их выручка увеличилась на 28%. В традиционной рознице тоже наблюдается рост (13%). Растет среди компаний малого бизнеса и производство. В 2023-м суммарный рост оборотов организаций, производящих продукцию, составил 28% по сравнению с 2022 годом.
Что касается основных тенденций в развитии сектора, то, как считает господин Кнатько, приоритетно на повестке малого бизнеса стоит цифровизация. Многие предприятия пересмотрели свои бизнес-модели и интегрировали цифровые технологии для выживания и роста. По статистике Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), объем рынка электронной коммерции в России ежегодно показывает высокие двузначные темпы роста, и прогноз этого роста на ближайшие годы сохраняется. Малые предприятия активно осваивают онлайн-платформы для продаж, используют социальные сети для маркетинга и внедряют облачные сервисы для управления бизнесом.
«В ближайшее время можно ожидать продолжения цифровизации сектора, усиления мер государственной поддержки (например, через такие федеральные проекты, как "Мой бизнес") и роста значимости социального предпринимательства. Также вероятно ужесточение конкуренции на внутреннем рынке и расширение экспортных возможностей для малых предприятий (например, программа "Национальный проект по поддержке экспорта")»,— заключает эксперт.
По мнению Виктора Вернова, сооснователя финтех-платформы ROWI, развитию сектора МСП сегодня способствуют несколько факторов. «Один из основных — это господдержка. Например, через льготное кредитование, которое государство активно предоставляло в первой половине 2023 года. Другое направление — массовый объем льгот через госзаказы. Согласно закону, государственные компании обязаны осуществлять не менее 25% закупок у малых и средних предприятий. По данным Корпорации МСП, за 2023 год крупнейшие заказчики совершили закупки у МСП на сумму почти 8 трлн рублей. Этот послужило стимулом для развития множества компаний этой категории. Другим фактором роста выступила цифровизация. Она сокращает расходы на логистику, убирая необходимость в бумажном документообороте, упрощает и ускоряет процессы, дает доступ к колоссальному объему баз данных»,— поясняет он.
Еще один драйвер, по словам эксперта, связан с развитием параллельного импорта, в который включаются малые и средние предприятия. Потоки закупок товаров по товарным коридорам не требуют большого объема, что подходит МСП, а значительную часть продукции в России теперь продают на маркетплейсах. Это оказывает сильное влияние на рост сегмента e-commerce, куда стремится и где видит перспективы малый и средний бизнес. «У МСП существует проблема в дистрибуции: если нет электронной витрины, продавать можно только тем, до кого можешь дотянуться. Благодаря развитию маркетплейсов, ресейл-платформ у них есть возможность развивать и масштабировать свой бизнес»,— уверен господин Вернов.
Глобально, как отмечает Аскар Рахимбердиев, сооснователь и CEO облачного сервиса «МойСклад», малый бизнес в силу своей гибкости оказался более устойчив к изменениям в экономике и санкциям. Уход западных компаний не ослабил его, а наоборот — освободил новые ниши. «По нашей оценке, малый бизнес будет и дальше развивать производство в тех сферах, где дефицит ушедших компаний ощущается острее. Постепенно будет расти и доля более сложных товаров: электроники, автозапчастей, оборудования для крупного промышленного комплекса»,— поясняет он.
Как полагает Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, предприниматели действительно активно занимаются импортозамещением, переключаясь на такие отрасли, как строительство, оптовая торговля и информационные технологии. Это перераспределение приоритетов отражает экономические тенденции и гибкость бизнеса: предприниматели выбирают отрасли с высоким спросом и поддержкой государства, а также активно кооперируются для роста.
Дмитрий Панов в качестве одного из глобальных трендов развития сектора МСП в текущем году также отмечает постепенные структурные изменения: снижение доли сферы услуг и торговли и рост доли производственной и технологической деятельности под влиянием процессов импортозамещения и санкционных ограничений. Второй тренд связан с сокращением объемов банковского кредитования МСП и повышением капитализации институтов поддержки бизнеса (региональные фонды содействия кредитованию МСП, АО «Корпорация МСП») в рамках государственных программ льготного кредитования.
В числе других заметных тенденций сектора: рост объемов участия субъектов МСП в государственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, расширение возможностей участия малых и средних предприятий в программах «выращивания» поставщиков со стороны крупных госкомпаний, упрощение ведения предпринимательской деятельности за счет сокращения проверок и цифровизации процессов взаимодействия с госорганами и контрольно-надзорными ведомствами.
«Безусловно, вышеперечисленные тенденции применимы и к Санкт-Петербургу — благодаря утвержденным правительством города мерам поддержки количество субъектов МСП за последний год выросло на 11 тыс., а количество работников в секторе — на 46,5 тыс. человек, что обеспечило вхождение нашего города в тройку лидеров по доле занятых в МСП в России»,— добавляет господин Панов.
Бизнес на берегах Невы
По данным ФНС, на 20 марта 2024 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 372 700 субъектов МСП. По данным сервиса «МойСклад», рост оборотов МСП в городе в 2023 году составил 13%, при этом рост производства среди МСП — 18%, по этим показателям регион занимает второе место после Москвы.
По словам Оксаны Васильевой, доцента кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, больше всего субъектов МСП в Санкт-Петербурге реализует свою деятельность в торговле, туризме, в сферах общественного питания и операций с недвижимостью. Так, например, в производстве пищевых продуктов значительно увеличился выпуск консервированного мяса, рыбы и ракообразных, а в производстве напитков отмечается рост безалкогольных напитков и пива.
«Минэкономразвития упоминает Санкт-Петербург в числе первых регионов России, где активно привлекаются инвестиционные кредиты для МСП. Значительная часть МСП — это компании потребительского сектора: торговые компании, общепит, бытовые услуги. Что немаловажно, малый бизнес обеспечивает городу около 2 млн рабочих мест. В 2023 году доля трудоустроенных в секторе составляла около 57% от общего количества работающих горожан»,— добавляет господин Рахимбердиев.
При этом, по словам господина Панова, отдельно также стоит отметить стремительный рост самозанятых в Петербурге — по итогам 2023 года их количество увеличилось на 30% (по данным ФНС на 29 февраля 2024 года — 605 270 без учета ИП). «Это важно, потому что именно самозанятые формируют фундамент для дальнейшего увеличения численности и объемов деятельности малых предприятий города в самых разных отраслях»,— заключает эксперт.