Взгляд из будущего
Экспертное мнение
О новых вызовах в строительной отрасли, опыте и компетенциях подрядных организаций Business Guide рассказал Сергей Ястребов, генеральный директор ООО «360 КОНСТРАКШН» — петербургской компании, с 2016 года специализирующейся на возведении крупных промышленных, логистических и спортивных объектов в регионах страны.
BUSINESS GUIDE: Насколько сегодня благоприятен рынок для строительства крупных промышленных объектов?
СЕРГЕЙ ЯСТРЕБОВ: Рынок сейчас имеет две расходящиеся тенденции. Растут горизонты и масштабы проектов, реализуемых при участии госфинансирования, и это очень сильно радует. Россия растет, развивается и становится комфортнее и привлекательнее, переходит на собственную технологическую базу. И это требует новых промышленных объектов. С другой стороны, сжимается рынок крупных проектов с зарубежным участием или с участием частного капитала.
Толчок внутреннего развития заметен: на рынке в последнее время появляются масштабные высокотехнологичные проекты. Например, новый район «СберСити» в Москве, который не просто отвечает актуальным трендам, но и содержит в себе взгляд в будущее. Именно на такой подход и необходимо ориентироваться в нашей отрасли. Ведь мы должны построить такой объект, который будет актуален и востребован на протяжении 50, а лучше 100 лет.
Так что в целом я пессимизма не испытываю, напротив, та экономическая модель «России сосредотачивающейся», России, интегрирующей собственные силы и силы дружественных государств, открывает перед строителями очень интересные горизонты.
BG: Как отечественный строительный бизнес пришел к возможности реализовывать масштабные проекты? Копировал ли он опыт зарубежных компаний или это был собственный путь?
С. Я.: Давайте поставим вопрос по-другому. Учимся ли мы друг у друга, берем ли лучшее, заимствуем ли? Конечно! Архитектура и строительство — это идеальная среда для «перекрестного опыления» и даже эпигонства. Вот простой вопрос: как строили Московский кремль и кто? Откуда были архитекторы, а откуда прорабы, начальники участков, мастера? Вот «360 КОНСТРАКШН» строит по всей стране, но штаб-квартира у нас в Санкт-Петербурге. А Петербург исторически лучший в мире пример совместных проектов: Трезини с Петропавловским собором, Растрелли с Зимним, Монферран с Исаакием. Но возводили они эти объекты при участии российских прорабов и мастеров, которые все время учились. А потом выросли свои. Михайловский замок — уже Баженов и Бренна. А потом Воронихин с колоннадой Казанского. Строительный мир — это мир, где все учатся у всех и где нельзя спрятать свои секреты. И последние двадцать лет активное присутствие на российском рынке зарубежных строительных компаний дало очень сильный импульс рынку.
В настоящий момент при ограниченных возможностях поставок европейского оборудования, технологий, материалов и техники происходит переориентация на Китай и Азию. Также это подталкивает отрасль к тому, чтобы развивать и совершенствовать отечественную строительную технику и материалы. У нас на самом деле есть умы, технологии, которые должны получить своего инвестора. Тем самым мы создадим базу для своих производств. Возьмем, к примеру, Кировский завод, который выпускает лучшие в мире трактора для сельхозпредприятий. Почему мы не можем производить такую же уникальную технику в строительном сегменте: краны, экскаваторы и прочее? Этим просто надо заняться.
BG: Не притормозит ли сейчас реализацию новых инвестпроектов процесс смены поставщиков и производителей?
С. Я.: Мы точно можем достаточно оперативно перепрофилироваться на новых поставщиков и производителей. Сейчас процессы взаимодействия очень подвижные. Вопрос в том, как грамотно мы будем применять их продукт и с каким внутренним желанием внедрять и где-то подталкивать к усовершенствованию.
Технология, строительные материалы и техника. Эта триада — залог лидерства. Но одновременно они же самые болезненные вопросы для любого строителя. Прежде всего вопрос материалов и техники, а уж с ними вместе идет вопрос технологий. Именно в этом направлении весь рынок и все строительное сообщество должны совместно приложить усилия, чтобы через несколько лет не столкнуться с собственным бессилием. И здесь все строительное сообщество возлагает серьезные надежды на новое правительство России. Не только на Минстрой и вице-премьера Марата Хуснуллина. Но и на промышленников — нового министра промышленности и торговли Антона Алиханова и первого вице-премьера Дениса Мантурова. Отечественная промышленность может и должна вооружить строительный рынок надежной и современной техникой. Тем более что рынок огромный и благодарный.
BG: Что вам как компании необходимо на будущее? Какой есть запрос?
С. Я.: Конечно, хотелось бы видеть на рынке доступную и достойную отечественную технику. Это еще и вопрос ее обслуживания, поставки запчастей, комплектующих. Также хотелось бы, чтобы производители материалов и оборудования все-таки смотрели в будущее и старались разрабатывать качественный продукт, позволяющий не то что догонять зарубежных игроков, а опережать их. Не копировать технологии, а вкладываться в свои научные исследования, разработки и понимать, что нам может понадобиться завтра. В Китае уже построили первый небоскреб с помощью 3D-принтера, а мы обсуждаем, в каком объеме рынку нужно панельное домостроение и почему опять летом цемента не хватает.
Хотелось, чтобы внедрялись материалы, которые будут максимально просты в использовании, экологичны и доступны. Чем доступнее стройка, тем она больше потребляет, чем больше она потребляет, тем больше в экономике задействовано людей. Стройка — безусловный локомотив экономики страны.
BG: Расскажите об особенностях своего подхода к управлению.
С. Я.: Я считаю, что мы не то чтобы уникальная, но точно особенная строительная компания в плане подхода к решению задач, ориентированная на результат. То есть на готовый объект, введенный в срок с заданным качеством. А не на процесс или на максимизацию прибыли. Сейчас много трудностей с качеством проектной документации, поставками оборудования, подбором подрядных компаний. Зачастую в отрасли бывает так, что при столкновении с трудностями все перекладывают ответственность за принятие того или иного решения друг на друга и в том числе на заказчика проекта, который может быть занят бизнесом в совершенно другой отрасли.
Как найти здравое зерно? Особенность, если хотите, уникальность наша в том, что мы берем этот вопрос полностью на себя. Бегство от ответственности и перекладывание вины за недоработки, к сожалению, часто становятся частью деловой культуры. Я стараюсь не нанимать людей и не взаимодействовать с теми, кто не готов осознавать ответственность. Самое простое — это свалить на коллег, контрагентов, что кто-то не так нарисовал или спроектировал, искать виноватых, а нам нужно определиться, как работать и достигнуть нужного результата при имеющихся вводных. Без результата заказчик не примет, не заплатит и не будет доволен.
Например, компания «360 КОНСТРАКШН» реализовала ряд очень интересных проектов, в которых без комплексного подхода точно было никак. Один из примеров — мидийно-устричное хозяйство. Хотя это один из самых компактных объектов, но он был очень сложный, потому что потребовал детального подхода и понимания технологии выращивания мидий и устриц. А еще — какой интересный для меня как строителя! Но реализовав этот проект, мы понимаем, что это вклад в развитие и становление целой отрасли в стране, которая в ближайшее время будет развиваться колоссальными темпами.
BG: Какая самая «болевая точка» в отрасли, на ваш взгляд?
С. Я.: Я недавно был на одном из крупных мероприятий и услышал отчет об успехах и высокой доходности компании из уст одного из девелоперов. Мне захотелось ответить и акцентировать внимание, что девелоперы показывают колоссальные прибыли, а строят по факту отдельные бригады, работающие чуть ли не за еду. Условно на верхушке айсберга находится крупный бизнес, который рвется за доходностью, а внизу, на уровне огромного числа субподрядчиков, нет никакой доходной прослойки. Есть строительная «знать» и есть «простолюдины», едва сводящие концы с концами. Этот разрыв не на пользу отрасли.
Я сам — предприниматель, а это история про прибыль, и я считаю, что нет предела заработка: для кого-то это яхты, джеты и прочее, но я уверен, что бизнес должен обратно что-то запускать в рынок. Ведь по факту люди на стройке — это будущие покупатели тех же квартир, потребители тех же продуктов. Если строитель и инженер работают за два-три МРОТ, если подрядная организация экономит на материалах и иных затратах, то что мы получим в итоге? И вот когда мы будем больше внимания обращать на достаточную рентабельность бизнеса на всех уровнях строительных проектов и на устранение диспропорций, отрасль начнет работать сбалансированнее. От этого выиграют все: заказчики, население, регионы, бюджеты всех уровней. И, разумеется, сами строители.