В роли догоняющего
Автопром
Сегмент электромобилей в 2023 году показал стабильный рост не только в мире, но и в России. Тем не менее в целом отечественный рынок по-прежнему занимает позицию догоняющего. Среди причин отставания от глобальных темпов развития — высокая стоимость машин и ограниченность зарядной инфраструктуры.
За последние десять лет мировой транспортный сектор, по мнению экспертов, совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных технологий. Этот перелом, как отмечает Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказался возможным благодаря внушительным инвестициям (один только Китай инвестировал около $60 млрд в создание электромобилей и инфраструктуры) и развитию «зеленых» технологий, в частности, возобновляемых источников энергии. В результате только в первом полугодии 2023 года объем продаж китайских транспортных средств на новых источниках энергии (NEV — new energy vehicle) вырос на 44,1% в годовом выражении, почти до 3,75 млн единиц, из которых 534 тыс. NEV (+160%) было экспортировано.
В целом, по данным консалтинговой компании Rho Motion, в 2023 году глобальный объем продаж электромобилей в мире составил 13,6 млн единиц, показав рост на 31%. Тем не менее, несмотря на положительную динамику, эксперты отмечают некоторое снижение темпов развития рынка. Так как в 2022-м рост продаж составил 60%, а по прогнозам на текущий год будет колебаться в пределах 25–30%. При этом в BloombergNEF полагают, что в 2024 году глобальный рынок электрокаров вырастет на 21%.
В России, по словам экспертов, в 2023 году объем и оборот рынка электромобилей также продолжили расти, хоть и остались относительно невелики по сравнению с традиционными автомобильными рынками. По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), на 1 января 2024 года количество электромобилей в России составило 44 964 штуки, а электрогибридов — 425 603. При этом, по данным аналитического агентства «Автостат», в начале текущего года в стране насчитывалось 39,1 тыс. электромобилей, что эквивалентно примерно 0,1% от общего количества легковых машин в РФ.
Как отмечает Юрий Орлов, генеральный директор Touch, основными тенденциями на российском рынке электромобилей являются расширение сети зарядных станций и увеличение ассортимента доступных моделей. Наиболее востребованными из них, как правило, являются те, которые обладают большим запасом хода, быстрой зарядкой и современным дизайном. «Сегодня мы отмечаем повышенный интерес к электромобилям среднего и высшего ценового сегмента, таким как Tesla Model S, Audi e-tron, BMW i3, при этом постепенно их начинают опережать китайские бренды электромобилей: Zeekr, BYD, Avatr, Voyah, Hongqi, NIO»,— добавляет эксперт.
По данным «Автостата», около 40% всех зарегистрированных электрокаров сегодня принадлежит японскому бренду Nissan. На втором месте находится американская Tesla, доля которой в «электропарке» составляет 14%. Третью строчку занимает китайский Zeekr, четвертую — немецкий Volkswagen. Замыкает пятерку лидеров отечественный Evolute. При этом наиболее распространенной моделью электрокаров в России является Nissan Leaf. Далее следуют Zeekr 001, Tesla Model 3 и Tesla Model Y, Volkswagen ID.4, Evolute i-PRO и Porsche Taycan.
Российский рынок электромобилей, как отмечает Антонина Шаркова, заведующая кафедрой отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, сегодня заметно отстает от Европы, Запада и Азии. И в ближайшее время темпы его развития сохранятся на уровне ниже мировых. Главные причины — высокие цены на электромобили и ограниченная инфраструктура зарядных станций в соотношении с масштабом территорий.
Локальное производство
Как отмечают эксперты, сегодня в России электрокары производят несколько предприятий и объем производства растет. «За последние два года оно увеличилось с 1,8 тыс. до почти 8 тыс. единиц в год. При этом, согласно прогнозам, ежегодный объем производства может вырасти до уровня 200 тыс. электрокаров к 2030 году»,— говорит Дмитрий Панов, председатель петербургского отделения «Деловой России».
По мнению эксперта, во многом росту продаж и производства электромобилей в стране способствует принятый на федеральном уровне ряд льгот и преференций — как для производителей, в рамках СПИК, так и для покупателей, в том числе компенсация части стоимости произведенного в России электрокара, бесплатные парковочные места и проезд по платным автодорогам, освобождение от уплаты транспортного налога.
«На данный момент несколько российских автопроизводителей начали выпуск электромобилей. Например, КамАЗ представил электрический грузовик, а АвтоВАЗ запустил производство электромобилей на базе модели Lada Vesta. Лидером являются автомобили на базе обновленной марки "Москвич". Также существуют стартапы, такие как "Аурин" и "Электрофургон", которые разрабатывают свои модели электромобилей»,— добавляет Антон Кривошеев, председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
По данным консалтинговой компании Strategy Partners, среди основных производителей электромобилей (легковых, грузовых, электробусов) в России в 2024 году можно выделить ООО «Моторинвест», московский автомобильный завод АО «Москвич», АО «Кама», АО «АвтоВАЗ», ВКО «Алмаз-Антей», группу «ГАЗ», ПАО «КамАЗ», ООО «Волгабас-Волжский».
«Перспективы производства электрокаров в России могут быть обещающими, особенно с учетом государственной поддержки и интереса к развитию экологически чистой мобильности. Однако для достижения значительного успеха в этой области необходимы инвестиции в исследования и разработки, развитие инфраструктуры для зарядки, а также создание благоприятных условий для развития рынка электромобилей и их комплектующих»,— считает господин Кривошеев.
Развитие инфраструктуры
Сейчас в России сеть зарядных станций для электромобилей все еще недостаточно развита по сравнению с другими странами. По словам господина Орлова, основные города обычно имеют некоторое количество зарядных станций, но сельские и отдаленные районы могут испытывать недостаток в доступе к зарядным станциям. При этом перспективы развития зарядной инфраструктуры в России эксперты расценивают как обнадеживающие.
На сегодняшний день, по словам господина Панова, в России насчитывается свыше 4500 электрозаправочных станций, в том числе около 1150 «быстрых» станций. Большинство «быстрых» ЭЗС введено в эксплуатацию в рамках реализуемого правительством РФ федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль» и специальной программы субсидирования. При этом по планам правительства страны в ближайшие шесть лет количество «быстрых» зарядных станций должно вырасти более чем в десять раз. «Государство активно поддерживает развитие внутреннего рынка электромобилей, в том числе и через программы субсидирования и стимулирования спроса. Кроме того, частные компании и стартапы также вкладывают средства в создание зарядной инфраструктуры»,— добавляет господин Кривошеев.
«Одним из аспектов развития рынка электрозаправочной инфраструктуры является нормативное закрепление строительства станций в составе парковочных мест строящихся многоквартирных домов. В связи с этим в марте этого года депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга было направлено обращение в адрес министра строительства и ЖКХ РФ с просьбой закрепить в действующих СНиПах и сводах правил обязательный норматив для застройщиков по обеспечению в новостройках не менее 5% парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами для электромобилей. На данное обращение министерством был дан положительный ответ, подтверждающий готовность включить предлагаемый норматив в актуализированный свод правил в 2024 году»,— заключает господин Панов.
Петербургский колорит
Что касается Северной столицы, то, по словам экспертов, спрос на электромобили здесь также растет. Однако доля таких машин на дорогах, как и в целом по стране, по-прежнему невелика. По данным НАПИ, на 1 января 2024 года количество электромобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составило 2583 и 219 штук соответственно (в совокупности 6% от общего количества в России), а количество электрогибридов — 15 823 и 1107 штук соответственно (в совокупности 4% от общего количества в РФ). При этом, как отмечает Дмитрий Панов, по некоторым прогнозам, за три года количество электромобилей в регионе может вырасти более чем в десять раз, до 27,5 тыс. единиц.
«На сегодняшний день Петербург не участвует в производстве российских электрокаров, однако у него масштабные перспективы в этом направлении. В частности, уже в ближайшее время следует ожидать налаживания в городе серийного производства электромобилей на базе бывшего завода Toyota в Шушарах, а также выпуска электрического кроссовера E-Neva и микрокара L-type на городских мощностях концерна "Алмаз-Антей"»,— поясняет он.
Что касается зарядной инфраструктуры, то, по данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, в городе установлено 227 станций для электромобилей, в том числе 108 для быстрой зарядки и 119 для медленной. Согласно планам правительства города, к 2026 году число ЭЗС достигнет 511 единиц.