«Африканский национальный конгресс» пострадал от коррупции и расколов
Правящая партия ЮАР показала худший результат за 30 лет пребывания у власти
Избирком ЮАР подвел итоги всеобщих выборов, состоявшихся 29 мая. Правящий с 1994 года «Африканский национальный конгресс» (АНК) получил 40,2% голосов и таким образом впервые за 30 лет пребывания у власти потерял абсолютное большинство в парламенте. По сравнению с результатами последнего голосования в 2019 году партия потеряла сразу 17 процентных пунктов поддержки — в три раза больше, чем она в среднем теряла в течение кампаний 2009–2019 годов. Причем в этот раз АНК утратила контроль над двумя важными провинциями — Квазулу-Натал и Гаутенг, где проживает соответственно 24,6% и 20,7% избирателей, а также Северный Кейп, где ей не хватило менее процента для единоличного формирования правительства.
Причиной утраты доверия избирателей многие эксперты называют накопившиеся проблемы в экономике и социальной сфере. Это высокий — 33% — уровень безработицы, имущественного неравенства, преступности и коррупции, деградация энергосистемы, социальных и коммунально-бытовых служб. Многие связывают это с расцветом коррупции в АНК в годы правления Джейкоба Зумы (2009–2018).
Вместе с тем общеизвестно, что у АНК довольно стабильный электорат, который скорее предпочтет вообще не явиться к урнам, нежели проголосовать за другую партию, если, конечно, это не партия, отколовшаяся от самой АНК. Явка в 2024 году действительно снизилась до 59% против 66% в 2019 году, но одной неявкой избирателей такой электоральный провал объяснить нельзя. Главные угрозы для АНК по-прежнему исходят от нее самой: именно внутрипартийные расколы провоцируют самый массовый отток избирателей.
Неудивительно, что решающий удар по позициям партии власти нанес Джейкоб Зума, в 2021 году приговоренный к 15 месяцам тюрьмы за неявку в суд на слушания по делу о коррупции в годы нахождения у власти.
В конце 2023 года он создал собственную партию «Умконто ве сизве» (в переводе с языка зулу: «Копье нации»; такое название носило боевое крыло АНК в период борьбы с апартеидом).
Рейтинги новой партии начали быстро расти. Поскольку политик по-прежнему популярен среди определенных групп избирателей, особенно в родной для него провинции Квазулу-Натал, остудить пыл его сторонников не помогло даже то, что 20 мая Конституционный суд запретил Джейкобу Зуме баллотироваться на выборах из-за непогашенной судимости. В итоге его партия с разгромным счетом (45,9% против 17,6% у АНК) выиграла выборы в Квазулу-Натале и в результате вышла на третье место в общенациональном голосовании с 14,6% поддержкой избирателей. Такой результат стал полной неожиданностью для АНК. Но партия Зумы на этом не остановилась и вместе с 25 другими партиями призвала избирательную комиссию отложить публикацию итогов голосования и пересчитать голоса, намекнув на возможность протестов.
Многие наблюдатели высказали предположение, что 71-летний президент Сирил Рамафоса может покинуть пост после такого плохого результата на выборах.
Однако рейтинги господина Рамафосы по-прежнему выше, чем у АНК, и он остается самым популярным политиком в национальном масштабе. Вряд ли коллегиальное руководство АНК согласится на такой рискованный шаг, по крайней мере сейчас.
Следующие две недели должны пройти в переговорах по поводу конфигурации будущего коалиционного правительства. Если бы АНК каким-то чудом сумела получить поддержку в диапазоне 47–49% голосов, партия смогла бы сформировать коалицию с мелкими партиями. Но теперь этот путь маловероятен. Ей придется подыскивать более сильного союзника среди конкурентов на выборах, и все возможные комбинации в разной степени плохи.
Один из самых вероятных кандидатов — праволиберальный «Демократический альянс» (ДА), финишировавший вторым с 21,8% голосов. На протяжении многих лет ДА занимает положение официальной оппозиции в парламенте. Партия, представляющая интересы белого меньшинства и крупного частного бизнеса, идейно очень далека от левоцентристской АНК и не готова идти ей на серьезные уступки: есть риски потери доверия избирателей.
Однако своему электорату ДА пообещал ни в коем случае не допустить и появления «коалиции Судного дня» — так в СМИ окрестили возможный союз АНК со своей «молодежной лигой в изгнании» — партией «Борцов за экономическую свободу» (БЭС), а также с партией «Умконто ве сизве». Такая коалиция во главе страны, по мнению руководства ДА, прокладывает для ЮАР прямой путь к тому, чтобы стать «вторым Зимбабве» — страной, фактически изгнавшей белых и уничтожившей собственную экономику. Поэтому ДА не исключает возможности стать младшим партнером АНК. Такая коалиция потенциально смогла бы привлечь и Партию свободы Инката — правоконсервативную партию зулусской аристократии, которая состоит в предкоалиционном соглашении с ДА, а в последние годы сближалась с АНК.
Все три партии объединяет желание не допустить прихода к власти на национальном и провинциальном уровне, в частности в Квазулу-Натале, правопопулистских и открыто ксенофобских сил.
В первую очередь речь идет о партии Зумы, заигрывающей с зулусским национализмом, а также о «Патриотическом альянсе», чья поддержка выросла с 0,4% в 2019-м до 2,1% в 2024-м.
Правда, против союза с «партией белых» наверняка выступит ряд политиков в национальных и провинциальных органах АНК. Для многих из них сотрудничество с ДА, представляющим, по их мнению, интересы «белого монополистического капитала», выглядит чуть ли не предательством идеалов борьбы с апартеидом, за интересы черного большинства. Особенно сильно АНК рискует в Восточном Кейпе, где позиции партии традиционно сильны (в текущем году партия набрала в этой провинции 62,5% голосов — второй результат после Лимпопо с 74,2%). Провинциальное руководство АНК в этой провинции настроено резко против альянса с ДА.
Другой возможный коалиционный партнер — левопопулистские «Борцы за экономическую свободу», которые опустились на четвертую позицию в общем зачете с 9,5% голосов. Эта сила также пострадала от восхождения партии Зумы, поэтому смягчила конфронтационную риторику и отказалась от своего главного требования — отставки президента Рамафосы — для формирования коалиционного правительства. Кроме того, у АНК и БЭС есть опыт коалиционного сотрудничества в столичной провинции Гаутенг. Тем не менее известно, что накануне выборов в качестве условия коалиционного соглашения партия потребовала портфель министра финансов. Этот пост партия прочит своему заместителю председателя — скандальному политику Флойду Шивамбу. Для АНК такой вариант неприемлем: сдача такого важного портфеля представителю БЭС, выступающей за национализацию банков и шахт, отпугнет крупный бизнес. В условиях экономической стагнации и острого энергетического кризиса это решение выглядит самоубийственным.
Союз АНК с партией Зумы — третий возможный вариант коалиционного будущего ЮАР — выглядит для АНК катастрофическим, поскольку означает если не фактическое возвращение к власти экс-президента Джейкоба Зумы, то гарантию его пребывания на свободе и «пропуск» в правительство для правопопулистских элементов. Впрочем, партия Зумы выдвинула непомерно высокие требования для участия в коалиции с АНК, а именно отставку господина Рамафосы.
В целом аналитики без особого оптимизма смотрят на коалиционное будущее ЮАР в текущем электоральном цикле (2024–2029). С 2016 года все коалиционные правительства в крупных муниципалитетах (Тсване, Йоханнесбург, Нельсон-Мандела-Бей) оказались провальными. Одна из причин — несовместимость идейных позиций. Даже если партиям и политикам удается достичь соглашения на муниципальном уровне, федеральные партийные органы не приветствуют такого самоуправства. Наконец, коалиционные правительства — вещь для ЮАР непривычная, политикам банально недостает опыта компромиссов и достижения устойчивых соглашений, а законодательство, которое регулировало бы деятельность таких правительств, попросту еще не выработано.