Linde безуспешно пожаловалась

Суд отклонил апелляцию немецкой компании о взыскании 113 млрд рублей в пользу «Русхимальянса»

В понедельник, 3 июня, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу германской Linde на решение взыскать около 113 млрд рублей в пользу ООО «Русхимальянс» (РХА), выступающего оператором проекта строительства комплекса по переработке и сжижению газа в Усть-Луге. Хотя шансов на то, что российские суды признают неправомерность иска РХА, нет, Linde продолжит оспаривать решение, полагают юристы.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Информация о принятом судебном акте появилась в картотеке арбитражных дел после понедельничного заседания апелляционного суда. «Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения»,— говорится в записи по итогам рассмотрения апелляции ООО «Линде инжиниринг рус» на иск ООО «Русхимальянс».

Немецкая инжиниринговая компания Linde выступала EPC-подрядчиком и поставляла часть оборудования в рамках реализации проекта по строительству газохимического и газоперерабатывающего комплекса в Усть-Луге, одним из операторов которого выступает совместное предприятие «Газпрома» и «Росгаздобычи» ООО «Русхимальянс». В 2022 году РХА разорвал контракт с немецким подрядчиком, а в 2023 году подал к нему иск в качестве возмещения убытков по контракту (см. «Ъ-СПб» от 17.03.2023), который Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти полностью удовлетворил.

Шансов выиграть апелляцию у Linde не было, так как судебная практика складывается достаточно однозначно, констатирует Артем Антонов, старший юрист практики разрешения споров и банкротства «Меллинг, Войтишкин и Партнеры». «Если лица из недружественных юрисдикций прекратили исполнение обязательств со ссылкой на санкции, то нет надежды, что российский суд сочтет данный аргумент валидным,— объясняет юрист.— Кроме того, арбитражные суды прямо указывают, что иностранные нормы права в части установления санкций против России противоречат публичному порядку РФ».

По мнению господина Антонова, Linde, вероятно, будет исчерпывать все этапы судебной защиты для демонстрации несогласия с решениями российских судов в родной юрисдикции, однако шансов на успех практически нет.

Руководитель практики специальных проектов юридической фирмы Vegas Lex Александр Казарин уточняет, что у Linde остается возможность обжалования постановления в суд кассационной инстанции.

Кроме того, так как с момента вынесения постановления суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считается вступившим в силу и может быть принудительно исполнено, в целях недопущения обращения взыскания на денежные средства и имущество Linde может попытаться прибегнуть к институту приостановления исполнения судебного акта, обосновав затруднительность поворота решения (если суд кассационной инстанции займет сторону немецкой компании) или представив встречное обеспечение, говорит господин Казарин.

Напомним, что кредиторы Linde — немецкие банки Deutsche Bank, Commerzbank, Unicredit Bank AG — также не смогли исполнить свои обязательства перед РХА и выплатить банковские гарантии по контракту с Linde из-за санкций. РХА подал иски и к этим банкам. Первое решение в череде судебных разбирательств с банками-гарантами российский суд вынес в отношении Deutsche Bank, который Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти на прошлой неделе обязал выплатить «Русхимальянсу» €238,1 млн (см. «Ъ-СПб» от 31.05.2024).

С одной стороны, споры между Linde и банками формально не связаны между собой, рассуждает господин Казарин. «С другой стороны, с банков "Русхимальянс" истребует сумму гарантий, обеспечивающих выплату тех же сумм по договору, которые в том числе составляют сумму требований в настоящем споре»,— обращает внимание юрист.

Исходя из общей логики института гарантии, добавляет господин Антонов, можно с определенной уверенностью предположить, что размер задолженности Linde перед РХА должен уменьшаться пропорционально погашениям банков-гарантов. «В противном случае, во-первых, на стороне РХА возникнет неосновательное обогащение в виде двойного взыскания одной и той же суммы с разных субъектов. Во-вторых, на стороне Linde возникнет двойной убыток в виде требований РХА, а также регрессных требований банков»,— предупреждает эксперт «Меллинг, Войтишкин и Партнеры».

Господин Казарин отмечает, что уменьшение суммы взысканий с немецкой стороны в любом случае не произойдет автоматически, поэтому может сложиться ситуация, при которой будут существовать одновременно два вступивших в силу решения и исполнительных листа для принудительного взыскания.

Александра Тен

Вся лента