Есть такой паблик
Эксперты изучили партийную «инфраструктуру» соцсетей
«Единая Россия» (ЕР) имеет наиболее разветвленную сеть пабликов в социальных сетях. К такому выводу пришла консалтинговая группа «Полилог», изучившая странички региональных ячеек парламентских партий во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и Telegram. При этом эффективнее остальных с аудиторией работают коммунисты. А «Новые люди» почти забросили «Одноклассники», говорится в докладе.
Наиболее широкое присутствие в социальных сетях имеют региональные ячейки «Единой России», следует из результатов исследования. Авторы обнаружили 265 «живых» пабликов единороссов из 267 возможных (пока страничками в «Одноклассниках» не обзавелись только херсонское и запорожское отделения ЕР). Ближайшим «преследователем» партии власти является ЛДПР, которая ведет 259 региональных пабликов. У «Справедливой России — За правду» (СРЗП) их 174, у КПРФ — 171, а у «Новых людей» (НЛ) — всего 129.
В выборку вошли только «живые» странички в трех наиболее популярных российских соцсетях, то есть те, которые проявляли активность в последние полгода.
Если в течение этого времени паблик ни разу не обновлялся, то авторы относили его к числу «мертвых». Таким образом, например, было отсеяно сразу 59 страничек «Новых людей» в «Одноклассниках»: партия фактически забросила их после выборов в Госдуму в 2021 году. Активность в этой соцсети сохраняют лишь шесть региональных ячеек НЛ — в Хакасии, Алтайском и Пермском краях, Омской, Иркутской и Калининградской областях. Всего в ходе исследования авторы выявили 124 «мертвых» сообщества.
Основной соцсетью для парламентских партий является «ВКонтакте», где «живые» паблики есть сразу у 406 региональных отделений, следует из результатов исследования. На втором месте по популярности находится Telegram (312 каналов), на третьем — «Одноклассники» (276 страничек). При этом на паблики во «ВКонтакте» также приходится основная часть аудитории — 61% от совокупного числа подписчиков (всего — 1,6 млн аккаунтов). Странички в «Одноклассниках» читают 27%, а каналы в Telegram — только 12%.
Распределение партийной аудитории между площадками разнится. Например, из 701 тыс. фолловеров ЕР 58% подписаны на паблики во «ВКонтакте» и по 21% — на странички в «Одноклассниках» и каналы в Telegram. У КПРФ (314 тыс. подписчиков) на каждую из соцсетей приходится 54%, 42% и 4% соответственно, у ЛДПР (305 тыс.) — 61%, 32% и 7%, у СРЗП (113 тыс.) — 52%, 42% и 6%. Наконец, 93% фолловеров «Новых людей» сидят во «ВКонтакте» и только 7% — в Telegram. На «Одноклассники» при этом приходится менее 1%. Всего у региональных ячеек НЛ 177 тыс. подписчиков.
В разрезе регионов лидирует ЕР: ее паблики по совокупному размеру аудитории обходят парламентскую оппозицию в 61 субъекте.
Коммунисты и либерал-демократы «держат» по 13 субъектов, эсеры — два (Якутия и Татарстан). «Новые люди» похвастать лидерством пока не могут нигде.
Также авторы проанализировали вовлеченность аудитории на основе реакций — лайков, репостов и комментариев. Выше всего среднее значение оказалось у коммунистов, причем сразу и во «ВКонтакте», и в Telegram. По мнению составителей доклада, это объясняется наличием «сильного ядра активистов», готовых ставить лайки и репостить контент. «Особенно показательно здесь значение Telegram: актив партии действительно читает публикации в каналах»,— отмечают авторы.
Из любопытных кейсов «Полилог» выделил закрытую стену в паблике подмосковных коммунистов во «ВКонтакте», Telegram-страницу башкирского отделения ЛДПР, которая оформлена в виде чата на 2,3 тыс. участников, YouTube-каналы курганской и магаданской ячеек СРЗП, а также сразу несколько страничек реготделений «Новых людей» в запрещенном Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией) — в Алтайском крае, Курской, Московской, Сахалинской и Томской областях.
По словам заместителя гендиректора «Полилога» по политическим проектам Романа Моложона, основная роль соцсетей для партий сводится к поддержанию партийного ядра: «Активность на страничках в целом указывает на мобилизационный потенциал партийных отделений, точнее, на его наиболее "прогретую", активную часть». Его коллега, замгендиректора «Полилога» Никита Сетов добавляет, что именно качественная работа в региональном сегменте соцсетей может быть одним из решающих факторов успеха на выборах в Госдуму в 2026 году, но пока далеко не все партии к этому пришли.