«Эта система неидеальная, ряд моментов вызывает вопросы»

Профессор Сергей Зырянов о прогрессивной шкале НДФЛ

Правительство РФ внесло с Госдуму проект поправок в налоговую систему. Он предусматривает введение прогрессивной шкалы НДФЛ со ставками от 13% до 22%. В частности, 15-процентная ставка будет действовать для тех, кто зарабатывает в год от 2,4 млн до 5 млн руб. Также реформа предусматривает общий рост ставки налога на прибыль, налоговые вычеты для семей с невысокими доходами и изменение условий применения упрощенной системы налогообложения. Ожидается, что депутаты рассмотрят проект в течение месяца, до этого будут проведены встречи с экспертами.

Профессор Сергей Зырянов

Фото: из личного архива Сергея Зырянова

Отмечу, что проект поправок в Налоговый кодекс, предложенный правительством, очень объемный и подается как ответ на все более отчетливо проявляющийся запрос со стороны общества на социальную справедливость в части оплаты налогов. Система поправок вносит заметные изменения в этом плане. Одно из основных заключается в том, что вместо двухступенчатой шкалы налогообложения она предлагает пятиступенчатую.

Под ставку 15% попадают остатки среднего класса российского общества. Ранее было предложение взымать налог 15% с доходов от 150 тыс. в месяц, а не 200 тыс. В таком случае повышение коснулось бы большего числа граждан. Сейчас опасения частично сняты, но надо учитывать инфляцию: через десять лет эта шкала в том виде, в котором она предложена, если ее не пересматривать, может привести к тому, что в зоне повышенного НДФЛ будет находиться заметно больше людей.

Поэтому, если говорить о перспективах, то у реалистично мыслящей части среднего класса это предложение может вызывать тревогу. С их стороны будет запрос на пересмотр шкалы, чтобы в дальнейшем налогом 15% облагался доход, например, уже не 200 тыс., а 250 тыс. в месяц.

Наряду с интересными и бесспорными, на первый взгляд, позициями новая система усиливает вероятность нарастания бюджетного неравенства между регионами. Дополнительные 5% налога на прибыль будут уходить в федеральный центр, и на улучшение бюджетной обеспеченности регионов эта поправка работать не будет, потому что практика перераспределения бюджетных ресурсов в РФ выглядит как реакция на более сильную систему лоббизма со стороны определенных субъектов. Нет какого-то единого усредненного показателя и шкалы, определяющих, сколько должны получать регионы с тем или иным бюджетным обеспечением. Все это решается в Москве, и отдается предпочтение одним регионам, в то время как другие остаются без дополнительных выплат, которые федеральный центр мог бы делать, но по каким-то причинам не делает.

Общественную реакцию на эти поправки можно разделить на две составляющих. Первая — это реакция экспертного сообщества, которое уже вступило в активное обсуждение. Вторая — реакция непосредственно российского общества. Думаю, сейчас, пока система изменений еще будет обсуждаться, общество не будет проявлять большого интереса к этому процессу, до тех пор, пока поправки не будут приняты в окончательном виде. Они еще могут претерпеть довольно существенные изменения.

Эта система неидеальная, есть ряд моментов, вызывающих у экспертов вопросы. Но все положения пока обсуждаются и выглядят как предварительные. Их еще должны проанализировать представители депутатского корпуса, и думаю, больше всего критики будет предложено партиями «Новые люди» и КПРФ. Когда пройдет голосование в первом чтении, перспективы станут более понятными.

Записал Артур Якушко

Вся лента