Даст Бог зайку, но даст ли лужайку?
Редактор «Женского лидерства» Анастасия Мануйлова — о женской повестке в РФ на ближайшие годы
В начале мая Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Этот документ определяет задачи правительства на ближайшие годы, и часть этих задач касается изменений положения женщин в российском обществе и экономике.
Например, этот документ ставит своей целью повышение уровня рождаемости в России до 1,6 ребенка в пересчете на одну женщину к 2030 году. Одновременно с этим от женщин ждут и повышения производительности на рынке труда, и сокращения числа рабочих дней, потерянных из-за временной нетрудоспособности. Это амбициозные цели, и их достижение станет возможным только при создании соответствующей инфраструктуры поддержки.
Так, уровень занятости женщин на рынке труда даже в России, где он достаточно высок, всегда ниже, чем у мужчин. Причина — время, которое уходит на рождение и воспитание детей и, соответственно, не может быть потрачено на работу. При этом в большинстве случаев чем больше у женщины детей, тем ниже будет уровень ее участия в рынке труда. Например, по данным Росстата за 2021 год, в России у родивших одного ребенка его уровень составляет 84,6%, у женщин с двумя детьми — уже 77,5%, с тремя — 62,6%.
Рождаемость в РФ последние годы сокращалась в том числе из-за падения числа женщин детородного возраста, и компенсировать это сокращение можно, только увеличив удельное число рождений в пересчете на каждую из них, а значит, снизив их занятость. Чтобы этого избежать, правительству придется инициировать множество различных изменений, которые сделают совмещение воспитания детей и работы более комфортным. Нужны будут и группы продленного дня в школах, и изменение графика работы детских садов, и организация доставки детей из дома до школы и обратно.
Однако даже внедрив все эти вещи, государство рискует остаться без необходимых показателей, потому что положение женщин на рынке труда в не меньшей мере зависит также и от отношения к ним бизнеса в лице работодателей. Очевидно, что правительство может инициировать изменения в Трудовом кодексе и, например, ввести для женщин сокращенный рабочий день или даже неделю, но ведь эти инициативы все равно могут остаться «на бумаге», если бизнес будет видеть в них только бюрократию или излишнюю нагрузку.
Напротив, если он готов поддержать и женщин, и их семьи, вводя, например, дополнительные выплаты родившим, как это делала группа «Дело», или договорившись с региональными правительствами о введении дополнительных групп для детей в детских садах, чтобы женщины могли забирать детей вечером после работы, как сделала ГК «Элемент», вероятность того, что к 2030 году национальные цели будут достигнуты, будет гораздо выше. Что ж, время покажет, инициирует ли он в массе своей аналогичные инициативы или их топ-менеджеры, в особенности HRD, по-прежнему будут считать, что круг их задач ограничен исключительно краткосрочными интересами компании, зачастую мало связанными с интересами страны.