ИИ обретает пол

Женщины-руководители внедряют генеративный ИИ активнее мужчин

Хотя традиционно женщины недостаточно активно внедряют технологии в свою работу, в случае с генеративным искусственным интеллектом они сумели несколько опередить своих коллег-мужчин, показало исследование Boston Consulting Group. Наибольшую активность продемонстрировали женщины на руководящих позициях, что может объясняться их большей осведомленностью о выгодах технологии, уверенностью в собственных навыках и готовностью экспериментировать. По России аналогичных данных нет, но эксперты считают, что гендерной специфики в склонности работников к внедрению новых технологий не существует — но женщины пока менее вовлечены в технологический сектор, а это прямо влияет на пользовательский опыт других женщин и удобство технологий.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По данным исследования Boston Consulting Group (BCG) «Женщины-лидеры прокладывают путь в GenAI», 68% работающих в сфере высоких технологий женщин говорят, что используют генеративный искусственный интеллект (GenAI) на работе чаще чем раз в неделю. Среди мужчин этот показатель составил 66%. Такие данные получены по результатам глобального опроса более 6,5 тыс. женщин и мужчин с разным стажем и должностными функциями.

Как показывает практика, по сравнению с мужчинами женщины с меньшей вероятностью внедряют новые технологии, особенно на ранних этапах. Согласно отчету YouGov за 2020 год, доля женщин среди потребителей инноваций, которые первыми внедряют новые решения, составила менее 40%. В BCG опасаются, что если тренд продолжится и применительно к GenAI, то гендерный разрыв в технологической отрасли продолжит расти. Так, сегодня на женщин приходится менее 30% менеджеров среднего и высшего звена в этой сфере. Генеративный ИИ быстро распространяется, и работа с ним может стать конкурентным преимуществом. Так, почти половине работников в разных отраслях может потребоваться переподготовка в ближайшие три года, считает их руководство. При этом 55% работников сами уверены, что GenAI будет иметь решающее значение для их успеха. Генеративный ИИ, напомним, является формой ИИ, способной создавать контент на основе данных, на которых выполнено обучение.

В зависимости от опыта работы и функционала наиболее уверенные позиции в части применения GenAI показывают женщины с большим стажем работы на позиции «сеньоров» и отвечающие за технические функции (инжиниринг, ИТ, поддержка клиентов, продажи и маркетинг). Например, младшие менеджеры опережают своих коллег-мужчин в использовании GenAI на 16 процентных пунктов (п. п.), а старшие менеджеры — на 12 п. п. Так, среди младших менеджеров генеративный ИИ внедрили в процессы 72% женщин, а среди старших — 76%. Высокие показатели и у женщин-руководителей с нетехническими функциями (HR, юридические и финансовые отделы): GenAI в этом сегменте внедрили 74% женщин среди старших и 71% среди младших менеджеров. Однако они все отстают от своих коллег-мужчин — на 2 п. п. и на 5 п. п. Риски «технологического» отставания женщин связаны с относительно низким уровнем внедрения генеративного ИИ среди начинающих специалистов с нетехническими функциями — всего 48%, а отставание от коллег-мужчин достигает 21 п. п. Начинающие технические специалисты отстают от своих коллег-мужчин в среднем на 7 п. п. (уровень внедрения — 63%).

По данным исследования, мужчины и женщины одинаково доверяют инструментам GenAI для достижения своих целей и чувствуют себя одинаково компетентными, используя их. Разрыв же в применении генеративного ИИ объясняется тремя факторами: женщины-джуны часто менее осведомлены о потенциальном влиянии GenAI на результаты работы, менее уверены в способности работать с GenAI и готовы реже экспериментировать и внедрять генеративный ИИ до принятия соответствующей политики компании. «GenAI предоставляет уникальную возможность сократить гендерный разрыв в технологической отрасли, но это требует активных действий как со стороны компаний, так и со стороны женщин, работающих в них»,— считает управляющий директор BCG Мария Барисано.

Компаниям, заинтересованным в применении технологий генеративного искусственного интеллекта, рекомендуют начать с повышения осведомленности сотрудников о важности GenAI, пропагандируя его использование, связывая его с общей бизнес-стратегией и устанавливая четкие ожидания того, что его использование является приоритетом. Примером может быть и разработка коммуникационной стратегии, которая покажет, как GenAI поможет сотрудникам добиться успеха, повысить личную производительность. Формат работы по улучшению навыков сотрудников предполагает программы повышения квалификации, которые точно ориентированы на функции и роли сотрудников и включают представление конкретных вариантов использования генеративного ИИ.

Устранение же гендерных различий в толерантности к риску может потребовать создания специальной пилотной среды — безопасного пространства, в котором сотрудники смогут изучать и тестировать инструменты GenAI. «Эта тестовая среда должна включать четкие меры и политики ответственного использования ИИ, воплощенные в практические советы для сотрудников»,— отмечают авторы. Впрочем, для устранения гендерного разрыва в технологической отрасли корпоративных усилий недостаточно: женщинам-сотрудникам рекомендуется проактивно управлять карьерой, искать возможности повышения квалификации, добровольно участвовать в инициативах, связанных с GenAI.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Научный сотрудник центра Россия—ОЭСР Президентской академии Кирилл Черновол соглашается, что есть так называемые субъективно воспринимаемые барьеры для внедрения новых цифровых технологий женщинами в компаниях. Это в том числе отсутствие осведомленности о технологиях, склонность к работе в сферах услуг и ставкам на социальные, а не технологические аспекты бизнеса, отрицательные стимулы в виде снисходительного отношения к женщинам, осваивающим информационные технологии. Однако утверждение о гендерном перевесе в склонности внедрять новые технологии в компании эксперт не считает корректным. «Предприниматель стремится максимизировать прибыль и сократить издержки независимо от пола. Технологии могут не внедряться, например, из-за дороговизны, отсутствия квалифицированных специалистов или отсутствия возможности эффективно контролировать качество их работы — например, нет возможности нанять специального менеджера для проверки качества работы IT-специалистов. На такие барьеры пол не влияет»,— считает Кирилл Черновол.

Заместитель директора технологической практики Kept Алексей Науменко отмечает, что статистики о гендерных различиях в части внедрения технологий в России нет, только исследования в области психологии, из которых следует, что мужчины более склонны к рискованным решениям. «Если говорить про GenAI, то утверждение может быть верным, так как пилотные проекты с генеративным ИИ не требуют больших финансовых вложений и, соответственно, не приводят к большим рискам. К тому же тренд на использование генеративного ИИ подтверждается множеством успешных кейсов внедрения ИИ в различных компаниях и отраслях, что частично снижает риски внедрения ИИ в компаниях»,— полагает Алексей Науменко.

Исполнительный директор технологической практики «ТеДо» Анастасия Кабаева применительно к GenAI добавляет, что женщины хорошо умеют работать с текстовой и визуальной формой информации, понимают важность и ценность прозрачной коммуникации, а также исторически успешны в сферах, где GenAI применяется повсеместно в связи с тем, что нужно выстраивать коммуникацию и отношения с большим количеством потребителей и стейкхолдеров. Это социальная сфера, образование, маркетинг и customer service.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким полагает, что в реальности существуют значительные различия по вовлеченности женщин в сектор технологий. Например, данные отчета по развитию искусственного интеллекта Stanford AI Index по европейским странам свидетельствуют о большем количестве выпускников мужского пола, чем женского, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры в области информатики, CE и IT. За последнее десятилетие в большинстве стран гендерный разрыв сократился, но темпы этого сокращения незначительны.

Одним из ключевых факторов в части освоения технологий может быть пол разработчиков. По словам Михаила Акима, он во многом определяет удобство пользования для представителей разных полов, но только около 12% исследователей в области машинного обучения — женщины. Один из известных примеров — ремни безопасности в автомобилях, которые изначально были разработаны мужчинами и в меньшей степени были предназначены для защиты женщин. «Другая проблема, возможно, связана с тем, что решения AI разрабатываются с использованием больших массивов данных, но эти данные также отражают сложившуюся ситуацию, то есть доминирование мужчин в ряде отраслей и видов деятельности»,— говорит эксперт.

По словам Кирилла Черновола, доля женщин в IT-сфере ежегодно растет. Впрочем, в России на начало 2024 года лишь 18% от всех занятых в IT-отрасли составляют женщины с высшим образованием, в 2023 году эта доля оценивалась в 15%. Соответственно, может расти доля женщин на руководящих должностях со специальными знаниями в IT и, как следствие, с лучшей осведомленностью о том, как качественно внедрять цифровые технологии. «Другой вопрос — представленность женщин на руководящих должностях в бизнесе. По статистике в среднем по миру всего 32,2% руководящих должностей занимают женщины. В России эта доля составляет 40%. Соответственно, если в абсолютных значениях одинаковое число мужчин и женщин в бизнесе внедряют GenAI на предприятиях, то доля женщин относительно всех женщин-руководительниц будет выше, чем мужчин»,— разъясняет эксперт позитивные результаты исследования BCG.

Екатерина Кузнецова

Вся лента