«Подмосковье уже давно создает своих бизнес-форвардов»
Зампред правительства Московской области Екатерина Зиновьева — о бизнесе региона и работающих в нем женщинах
Подмосковье — регион с динамично развивающейся экономикой, где и мужчины, и женщины могут создавать свои бизнес-проекты. О том, как стать лидером в производстве и бизнесе и кто в этом сможет помочь, “Ъ” поговорил с заместителем председателя правительства Московской области—министром инвестиций, промышленности и науки Екатериной Зиновьевой.
— Год назад “Ъ” уже беседовал с вами о женском лидерстве. Вы рассказывали о развитии промышленности в регионе, его бизнесе, его женщинах-предпринимателях и предпринимательстве в целом. Что изменилось за год?
— Изменения, конечно, есть. Предсказуемо вырос ряд количественных показателей. В инвестиционном блоке правительства Московской области мы уже давно живем под девизом #простоработаем, систематически обновляем планы по ключевым маркерам нашей работы и, естественно, прилагаем все усилия, чтобы этих новых отметок достигать. Смотрите, ежегодно реализуем порядка 450 только крупных инвестпроектов, то есть динамику развития можете себе представить. Как следствие — рост инвестиций в основной капитал: уже сейчас это почти 1,6 трлн руб. Поддерживаем и развиваем сегмент МСП: число таких компаний в регионе уже превысило 456 тыс. И так по всем направлениям… Словом, наша привычная, но необходимая рутина.
— А если говорить не о количественных, а о качественных, системных изменениях?
— Ни для кого не секрет, что сегодня идут существенные трансформации во имя глобального роста: на уровне региона и всей страны, на международной арене. И мы, Подмосковье, тоже активно трансформируемся… Сейчас наибольший упор делаем на развитие международного сегмента в части инвестиций и экспорта, развитие инфраструктуры и логистики для бизнеса, а также онлайн-сервисов и систем для «пакетного» и оперативного решения разных задач бизнеса и промышленников. Все это собрано в «цифре» в одном месте — на инвестиционном портале региона: от подбора площадки для размещения «своего дела» до получения субсидии и выхода на экспорт. Планово продолжаем развивать систему мер поддержки с упором на импортозамещение и приоритетные для региона отрасли.
— Возвращаясь к нашей основной теме женского лидерства. Как в подмосковной экономике и ее реальном секторе представлены женщины? Где они являются бесспорными лидерами сегодня?
— Чем дольше работаю, тем крепче моя уверенность в том, что лидерство определяется не гендером. Говорила это неоднократно и повторю вновь. В его основе лежат знания, опыт, образование и желание созидать. Уже лет сто как в нашей стране женщинам не нужно никому ничего доказывать. Сегодня леди работают не только в таких сегментах как, образование, «пищевка», красота или социальное предпринимательство. Не только пекут торты, присматривают за детьми, рукодельничают, делают ноготочки и предоставляют другие услуги в статусе ИП. Они руководят большими заводами, которые нередко выпускают очень «неженскую» в классическом представлении продукцию.
— Например?
— Ну, допустим компания ГЕТМОБИТ — резидент ОЭЗ «Дубна» и поставщик инновационных продуктов для комплексной автоматизации рабочих мест, безопасного доступа к внутренним информационным ресурсам и системам. Руководит предприятием Мария Рукавишникова. Соседи ГЕТМОБИТ по ОЭЗ — компания ХОППЕР ИТ — разработчик и поставщик высокотехнологичных решений в области информационных технологий для госорганизаций и бизнеса, создатель портала «Наш город». Им руководит Наталья Краснобаева. Здесь же, в ОЭЗ, работает один из лидеров по производству охранных комплексов, решений и оборудования для обеспечения безопасности. И этим предприятием тоже руководит дама. Это лишь малая часть высокотехнологичных компаний особой экономической зоны и всего Подмосковья — сильнейшие производители и разработчики, лидеры в своих сегментах.
— А из чего складывается такое лидерство?
— Если говорить о лидерстве, то здесь несомненно нужны определенные качества и точки отсчета, между тем лидерское (впрочем, как и любое другое) сознание формируется и в контексте получаемого опыта. У нас в Подмосковье мы как раз и выстраиваем такую систему, формируя целую стратегию лидерства.
Тезис о формировании лидерства особенно хорошо работает для компаний и бизнеса, а лидирующие позиции в данном контексте — вполне конкретный продукт синергии системных подходов к созданию возможностей и инструментария для бизнеса и промпредприятий. Так что лидеров мы в Подмосковье, можно сказать, воспитываем. Создаем для них вдохновляющие и благоприятные условия. И те, кто этими условиями грамотно пользуется, получает преимущество, нередко становясь номером один.
— О каких возможностях идет речь?
— Допустим, возьмем высокотехнологичных резидентов ОЭЗ. Здесь в числе наукоемких и высокотехнологичных предприятий представлены и компании IT, и предприятия медкластера, и производители оборудования и многого другого. Помимо тех компаний, о которых я рассказала выше, в ОЭЗ «Дубна» под руководством женщин успешно работают и развиваются: производитель средств экспресс-диагностики ЭТАЛОН ПРОДАКШН, производители и разработчики лекарственных препаратов компании «Алтегра» и «ПСК Фарма».
Для таких высокотехнологичных компаний необходимы определенные условия работы, в том числе инфраструктурные. ОЭЗ как площадка обеспечивает инфраструктуру, решение хозяйственных и бытовых вопросов, комфортные условия для сотрудников. ОЭЗ как зона с особым режимом предоставляет налоговые льготы, позволяющие направлять дополнительные средства на развитие производств, R&D, улучшение условий труда сотрудников… Это очень ценно для наукоемких компаний.
— Как получить такие особые условия?
— Возможности есть. Если в части экономии на налогах ОЭЗ региона — лучший вариант, то с точки зрения инфраструктуры — не единственный удобный. Есть еще индустриальные парки. В регионе их уже 69 и будет больше. Площадку под предприятие помогут найти специалисты Корпорации развития Московской области: они и локацию подберут, и окажут проекту необходимое сопровождение. Благодаря их содействию в Ступино, например, заработал производитель архитектурного декора «Кералайт» под руководством Елены Ванышевой. А Виктория Белоусова в технопарке «Королев» запустила производство бытовой и промышленной химии. Александра Кавелина — вертикальную гидропонную сити-ферму, где выращивают микрозелень, пряные травы и салаты. Их покупают более чем 75 ресторанов Москвы и Подмосковья. А производство компании «Трион» под руководством Татьяны Тришиной и вовсе перебралось в Подмосковье из Китая. Сейчас это производитель первых в России цифровых источников питания для светодиодного освещения на российских цифровых микросхемах.
— А если нашей условной даме-руководителю нужна не земля, а, например, деньги?
— Здесь на помощь приходят классические инструменты поддержки. Субсидии, займы, гарантии, позволяющие воспользоваться заемными средствами… Например, компания «Коломенская пастила», созданная Еленой Дмитриевой, дважды получала субсидию на частичное возмещение затрат на модернизацию оборудования. Компания «Пехорский текстиль» под руководством Юлии Крыловой четыре раза пользовалась поручительствами Гарантийного фонда Подмосковья и дважды получала субсидии: на модернизацию и на маркетплейсы. К слову, в 1990-х эта компания, тогда носившая название «Вега», фактически позволила возродить угасающую Пехорскую фабрику. На площадях предприятия сначала работала как арендатор, дав местным рабочие места, а потом взяла и «историческое» имя завода. Субсидией на модернизацию производство воспользовалась и компания «ЕВРОКОСМЕД-Ступино», выпускающая продукцию для гигиены полости рта, ее владелец — тоже дама. Поддержка, к слову, позволила дополнительно создать 40 рабочих мест и увеличить выручку более чем на 350 млн руб. Вот вам и деньги. Причем такую поддержку может получить в нужных форматах и объемах и крупное предприятие, и индивидуальный предприниматель.
— Допустим, предприятие активно развивается и растет самостоятельно... Нужна ли поддержка уже состоявшимся лидерам?
— Помощь сильным — тоже задача важная. Ведь развитию нет предела. За каждым подъемом на очередную ступень мы видим новые перспективы и задачи. Для компаний это тоже работает. Так, например, освоив российский рынок, многие начинают стремиться на экспорт. А это задача совершенно иного уровня. И здесь мы готовы помочь не только деньгами, но и инструментарием. Например, онлайн-сервисами для экспортеров, которые помогают при содействии экспертов начать работать за границей и безопасно заключить первые контракты, решить логистические задачи или же встать в торговые сети зарубежного ритейлера. Финансовая поддержка экспортерам предоставляется в виде субсидий на различные цели. А что касается активности дам-руководителей в экспортном сегменте, так в рамках премии «Экспортер года» даже создана отдельная номинация для лучших женщин-экспортеров.
— Ну и традиционно примеры…
— Например, компания ФУД ТИМ, выпускающая рыбные деликатесы в Дмитровском г. о., при поддержке Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности Подмосковья неоднократно становилась участником международных выставок, где знакомила со своей продукцией потенциальных партнеров. Сразу оговорюсь, что расходы участников выставки в рамках мер поддержки компенсировал регион. Так вот только на Gulfood-2024 в Дубае подмосковная компания «Доктор Элис» (ГК ФУД ТИМ) подписала стразу три экспортных контракта. Недавно они стали участниками выставки в Гуанчжоу. Их руководитель Татьяна Ковалева по итогам прошлого года стала лучшей женщиной-экспортером региона.
Еще одна победа в номинации «Лучшая женщина-экспортер» досталась Татьяне Соловьевой — генеральному директору производства фармацевтической продукции ЭКОЛАБ-ЭКСПОРТ из Электрогорска. Это тоже очень амбициозная и перспективная в части экспорта компания.
— В завершение беседы что бы вы хотели пожелать женщинам, работающим в бизнесе и реальном секторе экономики Подмосковья?
— В первую очередь спокойствия и уверенности. Я хочу, чтобы вы помнили о том, что мы всегда открыты для наших компаний и готовы помочь. Пишите, звоните, можно оставлять комментарии с вопросами в соцсетях — кому как удобно. Мы все читаем, всех слышим и обязательно поддержим: окажем помощь, подключим ресурсы нашего и соседних ведомств, чтобы решить проблему, подскажем, объясним. Для нас очень важно, чтобы бизнес, промышленный сектор чувствовали себя хорошо. И это наша задача, цель и стратегия.