Не дать им сгореть
Как заботятся о сотрудниках компании в современной России
Ксения Воробьева и Кристина Багрова из Inside app — о том, что и каким образом помогает удержать специалистов в компании на фоне роста запроса людей на заботу и психологическую поддержку от работодателя.
Психология бренда
Даже в небольших компаниях программы благополучия сотрудников все больше популярны. «Человеческие ресурсы» трансформировались в «человеческий капитал». Погоня за белыми и синими воротничками как никогда актуальна, а выстраивать HR-бренд работодателя и работать над удержанием людей в команде приходится всегда. Одна из ключевых причин ухода с текущего места работы — эмоциональное выгорание. Сотрудник не видит смысла в своей деятельности, устает от конфликтов в коллективе, перерабатывает, не видит карьерных перспектив. Любой из этих факторов может лечь в основу выгорания. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала его клиническим заболеванием. По результатам исследования National Library of Medicine США выявлено: депрессия забирает около 27 рабочих дней в год, что равно второму отпуску. В ВОЗ потери производительности из-за депрессии и тревожности в мировой экономике оценивают в $1 трлн ежегодно. По данным Emplify, в 2020 году с этим столкнулись 62% людей, и каждый пятый ежедневно терзается симптомами вроде упадка эффективности, головной боли, проблем с ЖКТ и внезапной вялости.
Роль HR-специалистов растет в связи с усложнением привлечения и удержания квалифицированных сотрудников. Появились новые для СНГ должности менеджеров по счастью и благополучию. Укрепление бренда работодателя значительно снижает расходы на привлечение: стоимость найма при сильном HR-бренде может сократиться на 50%, говорит эксперт в области HR и управленческого консалтинга Алексей Клочков. Фирма экономит на рекламе и привлекает меньше ресурсов для поиска и отбора, сокращается время на закрытие позиций. В компанию с привлекательным HR-брендом притягиваются люди. И если их ожидания совпадают с реальностью, это способствует долгосрочному сотрудничеству.
Поддержка сотрудников в России
Ключевую роль в формировании сильного бренда работодателя и создании комфортных условий для работы играют программы благополучия. Основные направления их развития и использования российскими компаниям выделяют программы психологической поддержки — в 74% случаев, свидетельствуют свежие опросы hh.ru. В 2023 году в сравнении с 2021-м число компаний, уделяющих внимание психологическому здоровью работников, выросло на 38%. Это продолжится. HR-специалисты ищут самые уместные и эффективные формы психологической поддержки сотрудников с учетом аспекта конфиденциальности, сохранения пространства доверия и возможность отслеживать результат.
В 2024 году 68% компаний намерены и дальше поддерживать физическое здоровье своих сотрудников через ДМС, спортивные мероприятия и корпоративные доступы в спортивные залы. Спорт традиционно в фокусе внимания программ благополучия, влияющих и на физическое, и на моральное состояние сотрудника. Еще 55% компаний фокусируются на карьерном и профессиональном росте. В программах по улучшению условий труда на первый план поставлены рабочая среда и комфортные условия — 53% организаций в текущем году. Большинство компаний заинтересовано в психологическом здоровье и благополучии своих сотрудников.
По данным исследования «СберЗдоровья» и Atsearch Group «HR 2023–2024: Приоритеты, эффективность HR-процессов и забота о сотрудниках» (июль—август 2023 года), можно выделить несколько актуальных тенденций поддержки сотрудников с точки зрения HR. Первая — автоматизация процессов: 51% компаний видят автоматизацию и цифровизацию HR-процессов в качестве главного тренда. Вторая — рост роли well-being программ: в 2023 году 61% компаний предоставляли сотрудникам программы по благополучию (54% — в 2022-м). Формирование комфортной рабочей среды продолжает расти в значимости в области управления персоналом и в 2024 году. Третья — удержание вместо привлечения: в 2024 году более половины компаний — 53% — планируют акцентировать внимание на удержании сотрудников в условиях, когда 88% компаний сталкиваются с кадровым дефицитом. Четвертая — развитие и поддержка талантов: в 2024 году 59% HR-руководителей планируют увеличить вложения в программы развития сотрудников, выделяя их одним из важных приоритетов, по данным исследования Gartner. Пятая — акцент на балансе «работа—личная жизнь»: в 2024 году ожидается сдвиг от концепции баланса «работа—личная жизнь» к новой идее — соответствие этих сфер, считают в HR-академии AIHR. Это означает пересмотр взаимоотношений с работой и сотрудниками, и организациями.
Что на практике
Деньги не всегда и не все решают в вопросе работы. По данным сервисов Budu и Зарплата.ру, 79% респондентов хотят сменить профессию из-за стресса. Это четыре из пяти сотрудников. Трудно представить, что они решат уйти одномоментно. В условиях кадрового дефицита работа со стрессом сотрудников — один из стратегических приоритетов для компании.
Здоровье — как физическое, так и психологическое — играет ключевую роль в вовлеченности персонала. Сотрудники, обладающие крепким психологическим здоровьем, лучше справляются со стрессом, что приводит к стабильности и результативности в рабочих процессах.
Среди российских компаний различных секторов в последние годы растет интерес к программам, направленным на улучшение благополучия сотрудников. Используются, например, многоуровневые социальные проекты заботы о сотрудниках на работе, в рамках которых предоставляется также психологическая и юридическая помощь работникам и их семьям. Используется практика собственных туристических центров, где сотрудники могут отдыхать с семьей бесплатно. Иногда офис компании предоставляет возможности для восстановления ресурсов, начиная от спортзала и заканчивая пространствами для сна и созерцания. В одном из офисов российских компаний даже установлен рояль. Такие элементы помогают сохранять баланс и избегать застоя в рутине ежедневных задач.
Компании в России не оставляют без внимания удаленных сотрудников. Например используя приложение, где сотрудники могут получить консультации психолога, юриста, уточнить финансовые вопросы или получить информацию для решения личных проблем, заниматься с эндокринологами, коучами и арт-терапевтами.
Такие мероприятия повышают лояльность действующих и интерес будущих сотрудников. Людям становится важен не только уровень заработной платы, но и интерес к проектам — 58%, профессиональное развитие — 56%, удаленная работа — 55%, по данным «СберЗдоровья» и Atsearch Group. В 2023 году 42% компаний сделали акцент на удержании через разработку программ нематериальной мотивации и заботы о персонале. Сокращать финансирование таких проектов не планируют 53% компаний, а 65% сохранят бюджет на ДМС. Майя Сикирина, исполнительный директор «СберЗдоровья», сообщила, что психологическая помощь становится ключевым элементом в поддержке сотрудников. Компания реализует индивидуальные и групповые программы для целых отделов и департаментов, вебинары и горячие линии психологической поддержки.
Измерения вовлеченности и well-being проводятся дважды в год: сначала запускается обширный опрос, затем проводится более краткий. Что касается отношения сотрудников к таким программам, то 62% по-прежнему считают недостаточным внимание работодателя к их здоровью и благополучию. Зачастую сотрудники не знают о действующих программах или не находят им применения. Сопровождение запуска и ведения программ — отдельная задача. Постоянный контакт и опросы сотрудников помогут подобрать оптимальную программу, и эффект ее правильной работы колоссальный. Это доказывает пример Google. Среди 1,3 тыс. компаний со схожим размером она входит в 10% сильнейших с точки зрения удержания кадров. По результатам опросов сотрудников 58% не сменили бы работу в Google ради большей заработной платы, а 80% с удовольствием идут на работу каждый день. Лояльные сотрудники способствуют улучшению взаимоотношений и с клиентами.