Экологический вектор целлюлозно-бумажной промышленности
Лесной сектор в процессе формирования нормативной базы
В России за последние несколько лет было утверждено сразу несколько масштабных инициатив по снижению воздействия на природу. На настоящий момент наибольшие риски для целлюлозно-бумажной отрасли промышленные экологи связывают с обновленными требованиями по расширенной ответственности производителей и сложностями при получении комплексных экологических разрешений. Пока, по мнению участников рынка, при ужесточении требований к промышленным объектам в отношении названных рисков в стране отсутствует единая и стабильная экологическая стратегия, которую необходимо создавать при участии отраслевых объединений.
В 2024 году можно подвести промежуточные итоги работы в России сразу нескольких экологических механизмов, которые призваны снизить влияние национальной промышленности на окружающую среду. Так, с начала года вступил в действие обновленный механизм расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП). Фактически он действовал в России с 2015 года, но четыре года назад правительство признало его неэффективность и разработало базовые положения о его совершенствовании, которые легли в основу принятого в августе 2023 года федерального закона №451-ФЗ.
Также в текущем году заканчивается срок, когда промышленные предприятия I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Пока КЭР получили десять российских компаний рассматриваемой отрасли.
Вопросы главной повестки
Тема экологического регулирования стала одной из ключевых на прошедшей в Архангельске II Всероссийской научно-практической конференции «Экологические аспекты современных технологий в химико-лесном комплексе», где представители целлюлозно-бумажной промышленности собрались для выработки единой отраслевой позиции. Как отметил в своем выступлении вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Валерий Прилипов, новации законодательства всегда сопряжены со сложностями их внедрения на предприятиях, особенно с учетом того, что сейчас происходит формирование системы разработки и поставки нового оборудования, ранее закупавшегося преимущественно у европейских поставщиков. В свою очередь, главный эколог Архангельского ЦБК (АЦБК) Евгения Москалюк подчеркнула, что «хотя для каждого сектора российской экономики не напишешь отдельное законодательство, нужно учитывать особенности каждой из отраслей».
«Несовершенное природоохранное законодательство часто является причиной увеличения сроков разработки и реализации проектов, формирует риски отсутствия разрешительной документации и увеличения экологических платежей. Расширение спектра требований в области экологии и климата происходит на фоне недостаточной готовности промышленности к столь быстрым и существенным изменениям, в том числе при отсутствии необходимых подготовленных кадров»,— отмечает Валерий Прилипов.
Экспертный диалог показал, что ко многим законодательным инициативам у участников сектора есть серьезные вопросы. Так, глава адвокатского бюро Zharov Group Евгений Жаров уверен, что пока нормативно-правовая база по РОП слишком сырая и не может нормально работать. По его мнению, это связано с тем, что Минприроды, Росприроднадзор и другие заинтересованные ведомства не завершили старый порядок исполнения обязательств внутри этого механизма и не ввели новый инструмент с достаточным количеством разъяснений и постепенным переходом к нему. Кроме того, большая важная часть важных нормативно-правовых актов до сих пор не опубликована. Предполагается, что в 2024 отчетном году две отчетные кампании (по старым и новым правилам) пройдут одновременно, уточняет адвокат.
Он указывает также на то, что в реестре утилизаторов спустя почти половину года действия закона зарегистрировано только девять предприятий с маленькими объемами переработки отходов, которые они используют для закрытия собственных нужд либо очень сильно завышают цены. В то время как с включением в реестр крупных компаний-утилизаторов наблюдаются проблемы, хотя данный инструмент ограничивает их только от дополнительного заработка в РОП, но не от утилизации в целом. «Таким образом, компании-утилизаторы жестко проверяют только там, где они могут заработать, а бизнес — сэкономить и не платить экосбор»,— подчеркивает глава бюро.
На другой аспект законодательства о РОП указывает Евгения Москалюк. По ее словам, основываясь на Комплексной стратегии обращения с ТКО от 2013 года, изначально предполагалось, что РОП будет решать задачи в сфере образования твердых коммунальных отходов. Использование вторичного сырья в коммерческом секторе целлюлозно-бумажных промышленности (ЦБП) было и остается высоким. Сейчас, говорит главный эколог АЦБК, в законодательстве нигде четко не указано, что в институте РОП речь идет про сферу ТКО, отходы населения, хотя в аналогичных международных документах и первых российских концепциях это установлено.
ЦБП выводят на чистую воду
Масштабной проблемой участники отрасли считают избыточность и несогласованность требований в сфере нормирования качества сточных вод, что является существенным экологическим риском для ЦБП.
В силу специфики производства сточные воды целлюлозно-бумажных производств представляют собой многокомпонентные жидкости, в которых можно идентифицировать от 500 до более чем 1 тыс. веществ. В этой ситуации оптимальным и корректным решением для ЦБП является применение интегральных показателей для регулирования сбросов и выбросов, внедрение механизма технологического нормирования, используемого в составе КЭР.
Помимо этого, принятие в конце 2023 года федерального закона №622-ФЗ, вносящего изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды», усугубило сложности в работе по причине потенциального возврата к прежним подходам в части нормирования негативного воздействия. Как отмечали многие участники конференции, КЭР начали выдавать в 2019 году и все переходные вопросы в системе эколого-технологического нормирования были решаемы, но изменения законодательной базы снова ставят вопрос о целеполагании такого нормирования.
С вопросом получения КЭР неразрывно связано требование о применении наилучших доступных технологий. Доктор технических наук, профессор ФГАУ НИИ ЦЭПП Татьяна Гусева называет этот механизм одной из важнейших составляющих промышленной политики, ориентированной на модернизацию существующей промышленной структуры посредством повышения ресурсной и экологической эффективности, а также формирование связей, необходимых для создания экономики замкнутого цикла.
В ЦЭПП напоминают, что термин «наилучшие доступные технологии» появился в российском законодательстве десять лет назад. Ядром концепции являются информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям. В России это документы национальной системы стандартизации, в которых проанализировано текущее состояние отраслей промышленности, описаны применяемые технологии, выбраны маркерные вещества, характеризующие эти технологии, и на основании отраслевого бенчмаркинга установлены количественные величины эмиссий — выбросов или сбросов загрязняющих веществ) НДТ. В России показатели НДТ для основных отраслей промышленности установлены так, чтобы примерно 20–30% промышленных предприятий были вынуждены реализовывать проекты эколого-технической модернизации. Точка отсчета была установлена в 2017 году первым поколением справочников. На данный момент их 53, и их действие распространяется на весь реальный сектор экономики.
Изначально НДТ рассматривались исключительно как инструмент экологической политики и их планировалось использовать при рассмотрении заявок о выдаче комплексных экологических разрешений (КЭР) и одобрении проектов программ повышения экологической эффективности. Но за десять лет пришло понимание, что НДТ и механизмы установления обязательных требований на основании результатов отраслевого бенчмаркинга являются универсальным инструментом госполитики. Второе и третье поколения справочников пополнились показателями ресурсной эффективности и индикативными уровнями выбросов парниковых газов, которые могут выступать для регулятора как инструмент активно формирующейся климатической политики РФ. В частности, НДТ стали основой комплексного критерия отбора зеленых проектов, указывает госпожа Гусева.
По оценке ЦЭПП, за прошедшие десять лет более 100 промышленных предприятий приступили к реализации программ повышения экологической эффективности. Общие запланированные инвестиции в модернизацию составили более 2 трлн. руб. В ЦБП, отмечает Татьяна Гусева, в порядке перехода к НДТ более 1/3 предприятий запланировали и уже осуществляют программы эколого-технологической модернизации.
Несмотря на постепенное решение точечных вопросов природоохранного законодательства, в секторе базовой причиной существующих проблем участники прошедшей в Архангельске конференции называют отсутствие полноценной экологической стратегии. По мнению участников рынка, необходимо возобновить более тщательную проработку проектов нормативных актов с отраслевыми объединениями еще на стадии их концепции, провести актуальную оценку экологических рисков и выработать меры по их снижению в сотрудничестве с наукой, органами государственной власти и экспертами.