Предотвратить цепочку нарушений
Российские ученые создали препарат от болезни Бехтерева
В России зарегистрировано первое в мире лекарство для лечения болезни Бехтерева. Врачи и пациенты ожидают, что препарат будет доступен во второй половине этого года. По оценкам российского и международного научного сообщества, открытие российских ученых впоследствии может стать прорывом в лечении целого ряда тяжелых аутоиммунных заболеваний, для которых в настоящее время нет специфической терапии.
Болезнь Бехтерева называют болезнью молодых мужчин: они составляют 75% заболевших. По данным, опубликованным в научно-практическом журнале «Современная ревматология», в 2018 году в России было зарегистрировано более 150 тыс. пациентов с болезнью Бехтерева, в 2022-м — уже более 410 тыс.
Сегодня у этих людей появилась надежда на выздоровление: 24 апреля Минздрав выдал регистрационное удостоверение под номером ЛП-№(005300)-(РГ-RU) для первого в мире и первого в своем классе оригинального препарата для терапии болезни Бехтерева. В начале апреля Всемирная организация здравоохранения присвоила оригинальному препарату BCD-180 международное непатентованное наименование сенипрутуг. 30 мая в Москве состоялся экспертный совет, посвященный внедрению в реальную клиническую практику в качестве терапии болезни Бехтерева препарата сенипрутуг, в котором участвовали ведущие российские медицинские специалисты: главный внештатный специалист ревматолог Минздрава Александр Лила, научный руководитель НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой Евгений Насонов, заведующий научно-исследовательской лабораторией ревматологии НМИЦ им. В. А. Алмазова Вадим Мазуров и другие.
Болезнь молодых
Болезнь Бехтерева, или аксиальный спондилоартрит (АС),— хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание, при котором поражается позвоночник — проявляется это сильными болями в спине (у 98% пациентов). При этой болезни антитела принимают хрящевую ткань и суставы организма за инородные тела. Происходит сращивание позвонков, и постепенно позвоночник теряет свою подвижность из-за необратимого поражения его суставов и околосуставных тканей, превращаясь в «бамбуковую палку». Впервые «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была описана российским, советским неврологом и физиологом Владимиром Бехтеревым (отсюда и название).
АС — заболевание молодых, в отличие от других недугов скелетно-мышечной системы, в большинстве случаев диагноз подтверждается к 25–30 года. Уже через 7 лет, в среднем в 40 лет, почти половина больных становятся инвалидами. До настоящего времени заболевание считается неизлечимым, а вся терапия нацелена на снижение болевого синдрома, торможение воспалительного процесса и улучшение качества жизни больных.
Условно разрешен
Регистрационное удостоверение для сенипрутуга получено в соответствии с процедурой «условной регистрации», предусмотренной для повышения доступности инновационных и жизненно необходимых препаратов во многих странах, в том числе в России. Регистрация на основании промежуточных доказательных данных доклинических и клинических исследований действует в РФ с марта 2022 года, в рамках ЕАЭС. Такой регуляторный механизм позволяет сократить время от момента получения необходимых клинических данных по препарату до начала его применения в реальной клинической практике.
«Регистрация получена на основании достаточного объема данных, необходимых для процедуры условной регистрации и подтверждающих положительное соотношение "польза—риск" для препарата. Он изучен в рамках полного спектра физико-химических и доклинических исследований, а также клинических исследований (КИ) I фазы и основного периода КИ II фазы. Исследование III фазы КИ продолжается и продлится около трех лет до получения дополнительных данных»,— пояснили “Ъ” в биотехнологической компании Biocad, создавшей инновационный препарат на базе открытия, сделанного российскими учеными.
В октябре 2023 года Минздрав выдал разрешение на проведение клинического исследования III фазы сенипрутуга, главная цель которого — расширение данных по его безопасности и оценка эффективности у пациентов с болезнью Бехтерева. В настоящее время в клиническое исследование III фазы завершается набор добровольцев, планируемое число участников — более 400 человек.
Ожидается, что во второй половине 2024 года лекарство будет доступно для пациентов. Препарат полного цикла, включая синтез молекулы активного действующего вещества, будет выпускаться на производственной площадке Biocad в Санкт-Петербурге. «С учетом особенностей клинического применения после регистрации препарата началась его интеграция в систему здравоохранения. Планируется, что сенипрутуг будет включен в систему лекарственного обеспечения и пациенты смогут получать его за счет государственного бюджета»,— пояснили в компании.
Первый в своем классе
Молекула нового препарата создана на основе механизма действия, открытого научной группой под руководством ректора РНИМУ им. Н. И. Пирогова, академика РАН Сергея Лукьянова (ученый сам страдает болезнью Бехтерева, и у двоих его детей выявлены генетическая предрасположенность и высокий риск развития заболевания; испытывал на себе прототипы препарата, пробуя одну научную гипотезу за другой). Исследователи вели работы на базе РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова, Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова и НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой. Ученые изучали процессы, приводящие к развитию болезни Бехтерева. В результате им удалось выявить в рецепторе клеток иммунной системы — аутореактивных Т-лимфоцитов, которые при аутоиммунных заболеваниях образуются в большом количестве и играют ключевую роль в повреждении собственных тканей организма,— сегмент TRBV9, ответственный за запуск масштабной иммунной реакции против собственных тканей и развитие болезни Бехтерева. Он и стал мишенью для инновационного препарата — моноклонального антитела, которое, точечно влияя на ключевой элемент развития АС, способно затормозить и остановить иммуновоспалительный процесс, а в перспективе — предотвратить прогрессирование болезни. Удалось создать первый в мире препарат, который воздействует непосредственно на начальное звено в цепочке иммунных нарушений при болезни Бехтерева, а не на устранение проявлений иммунного воспаления.
По мнению руководителя педиатрического отделения НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой Ирины Никишиной, научная группа профессора Сергея Лукьянова применила абсолютно инновационный подход для терапии болезни Бехтерева. Российские разработки очень заинтересовали иностранных коллег после того, как в ноябре 2023 года международный научный журнал Nature Medicine опубликовал статью авторов прорывной российской разработки.
Больше миллиарда инвестиций
Создание оригинальных биотехнологических препаратов требует очень много времени (в среднем 15–20 лет) и денег. В случае с сенипрутугом это 19 лет работы и более 1,2 млрд руб. инвестиций. 15 лет длились фундаментальные научные исследования, еще около четырех лет потребовалось для создания моноклонального антитела. Общий объем инвестиций включает все этапы создания нового препарата: раннюю и фармацевтическую разработку, доклинические и клинические исследования, рассказали “Ъ” в пресс-службе Biocad. Назвать конкретные суммы в компании отказались, отметив, что это еще не окончательная сумма инвестиций.
Революция в лечении, которой ждали многие
Появление такого уникального препарата важно не только для пациентов с болезнью Бехтерева, но и для многих других, у кого заболевания со схожим механизмом патогенетического процесса.
Группа под руководством Сергея Лукьянова открыла новый механизм действия, который потенциально может стать основой для большой линейки высокоэффективных препаратов для терапии различных аутоиммунных заболеваний, считают эксперты.
«В первую очередь новый препарат может назначаться людям, у которых выявлен ген HLA-B27. По разным оценкам, к ним относятся 95–97% пациентов с болезнью Бехтерева. Также с геном HLA-B27 ассоциируется группа заболеваний, в которую входят некоторые варианты псориатического артрита, увеитов, ювенильных артритов. Мы ожидаем, что разработанная молекула сможет лечить весь этот спектр заболеваний, а наша совместная с РНИМУ им. Н. И. Пирогова работа по селективному таргетированию Т-клеточных рецепторов может стать началом новой платформы по лечению различных аутоиммунных заболеваний»,— считает вице-президент по ранней разработке и исследованиям Biocad Павел Яковлев.
Сами ученые—разработчики группы Сергея Лукьянова верят, что их открытие может стать настоящим прорывом в лечении аутоиммунных заболеваний. «Пациентам будет доступна инновационная терапия, а вместе с ней вырастет качество и продолжительность жизни людей с аксиальным спондилоартритом»,— уверен Сергей Лукьянов.
Но говорить о разработке препаратов для терапии конкретных заболеваний в настоящее время преждевременно, считают в Biocad, хотя российские врачи-ревматологи весьма оптимистично оценивают перспективы появления инновационных препаратов для контроля и лечения серьезных заболеваний, в том числе орфанных, например очень редкого заболевания «фибродисплазия оссифицирующая прогрессирующая» (ФОП), при котором из-за генетического сбоя костная ткань образуется в организме там, где ее быть не должно, и в итоге болезнь превращает человека фактически в неподвижную живую каменную статую, он теряет способность самостоятельно ходить, двигаться и даже есть и глотать. «ФОП оказалась заболеванием, имеющим общие черты с болезнями группы спондилоартритов, конкретно — с болезнью Бехтерева, и сегодня у нас есть реальные перспективы создать отечественный препарат благодаря открытию и инновационному подходу для терапии болезни Бехтерева научной группы академика Сергея Лукьянова. Мы уже рекомендовали коллегам обратить внимание на пациентов с ФОП»,— говорит Ирина Никишина.
Жить без боли
Пациентское сообщество было вовлечено в процесс разработки препарата. «С 2018 года мы приглашаем Сергея Лукьянова на наши ежегодные всероссийские форумы для докладов о передовых разработках для лечения аксиального спондилоартрита, чтобы пациенты и их родственники знали об инновационной терапии. В то же время для пациентов важны безопасность и эффективность препарата. Взаимодействие с врачами и учеными позволяет нам открыто говорить с ними об этом»,— рассказывает директор общественной организации «Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева» Наталья Шаталова.
Многие из членов сообщества внимательно следили за всеми этапами разработки, а кто-то стал добровольцем для КИ. «Такие передовые технологии способны изменить жизни пациентов в лучшую сторону, ведь многие из нас — молодые, работающие, семейные люди. Я сама страдаю анкилозирующим спондилитом с ювенильным началом, у меня есть маленький ребенок, семья, и я очень хочу жить полноценной жизнью, несмотря на свою болезнь»,— делится Наталья Шаталова.
Сегодня для терапии АС в клинической практике активно используются нестероидные противовоспалительные препараты, также доступны инновационные генно-инженерные препараты, точечно действующие на иммунную систему, сдерживающие и подавляющие аутоагрессию. Несмотря на достижение ремиссии на такой терапии болезни Бехтерева, у пациентов сохраняются сильные, изматывающие боли. «Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева» провело опрос пациентов, цель которого понять, что именно пациенты с ревматическими заболеваниями вкладывают в понятие «ремиссия» и насколько им удалось приблизиться к заветной мечте.
Боль — самое обременительное и изнуряющее проявление АС. 77% респондентов отметили, что ремиссия для них в первую очередь это жизнь без боли, 49% ответили, что принимают лекарства, чтобы избавиться от боли. Второй по популярности ответ (36%) — чтобы остановить развитие болезни. 42% ответивших так и не достигли ремиссии.
Создавая уникальный препарат, ученые прежде всего думали как раз об этом: как освободить больных людей от постоянно боли и помочь им вновь обрести радость жизни и как из пациентов, находящихся в ремиссии, сделать излечившихся.