«Доверие приобретается через опыт»
Гендиректор группы компаний «Нижфарм» Оксана Позднякова — о перспективах развития компании на российском рынке
В прошлом году «Нижфарм» вышел из группы STADA. Генеральный директор группы компаний «Нижфарм» Оксана Позднякова рассказывает о том, какие цели сегодня компания ставит для себя на российском рынке, как видит будущее отечественной фармацевтической индустрии и как планирует развивать лекарственный портфель компании.
— Как отразилось на развитии бизнеса «Нижфарма» выход из группы компаний Stada и с чем связаны такие перемены?
— Действительно, в 2023 году произошло выделение российского бизнеса из группы Stada с целью придать ему больше самостоятельности, дать больше возможностей. В результате мы вышли на партнерские отношения. Мы в одной группе с точки зрения владеющих компаниями акционеров, но из статуса российской «дочки» мы перешли в категорию партнера.
Что же касается «Нижфарма», исторически мы были Нижегородским химико-фармацевтическим заводом.
Выделение в отдельный бизнес сегодня дало нам больше как свободы в принятии решений, так и больше возможностей.
Группа компаний «Нижфарм» сейчас — это комбинация локального производства, история создания которого уходит в 1919 год, и международной экспертизы, которая пришла к нам уже в 2000-х вместе с продуктами и опытом группы Stada.
Мне приятно констатировать, что в основе принятия этого решения стоят интересы российских пациентов и интересы работников российского здравоохранения. Цель этого процесса — бесперебойное обеспечение российского пациента нашими препаратами.
Прежде чем что-то сделать, мы всегда задаем себе вопрос: что будет выгоднее для российского бизнеса, что будет лучше для российского пациента?
— Как вы видите свою стратегию на российском рынке? Какие изменения запланированы в вашем лекарственном портфеле?
— Наша стратегия связана с развитием и ростом бизнеса группы компаний «Нижфарм». У «Нижфарма» очень высокая степень локализации продуктового портфеля. Мы являемся одним из ведущих российских фармпроизводителей.
У нас два больших завода на территории Российской Федерации, которые производят более 60% нашего продуктового портфеля. В группу компаний «Нижфарм» входят две производственные площадки: в Нижнем Новгороде и Обнинске. Это позволяет нам продолжать развивать бизнес с фокусом на локальные потребности специалистов здравоохранения и пациентов в России.
Но мы также продолжаем импортировать фармацевтические продукты на российский рынок. Особенность продуктового портфеля компании «Нижфарм» — в его разнообразии. Мы поддерживаем основные терапевтические направления с помощью продуктов безрецептурного сегмента (Consumer Healthcare) и рецептурного сегмента (Rx). Сейчас наш портфель включает более 120 продуктов (сейчас 151 РУ), 30% из которых жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Команда находится в постоянном поиске новых возможностей для развития. В 2023 году было проработано более 800 новых идей продуктов в различных категориях. Мы вывели 20 новых продуктов на рынок, в том числе 2 лекарственных средства и 18 БАДов, мы постоянно смотрим на возможности усиливать наши локальные разработки.
На нижегородской площадке у нас есть R&D-лаборатория, или, как раньше говорили, НИОКР-центр. Она специализируется на мягких и полумягких лекарственных формах, оборудована на самом высоком техническом уровне, что позволяет нам создавать действительно уникальные продукты в форме мазей, гелей, кремов, суппозиториев, растворов, таблеток, спреев.
И, конечно, когда мы рассматриваем новые бизнес-кейсы, мы всегда оцениваем, возможен ли перенос производства продукта на наши локальные производственные мощности.
— Как вы планируете развивать свою экспортную стратегию?
— Компания поставляла и продолжает поставлять лекарственные средства в страны СНГ. За первые четыре месяца 2024 года объем экспорта остается на прежнем уровне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В числе лидеров по объему поставок из России — Казахстан и Узбекистан.
— Какие государственные меры, на ваш взгляд, могли бы помочь российским фармкомпаниям активнее развивать свой бизнес? Или, возможно, необходимы изменения в законодательные нормы?
— Как я уже говорила, наличие двух крупных современных производственных площадок дает нам возможность фокусироваться на локализации продуктов для повышения их доступности для населения страны.
Текущее законодательство РФ способствует ускорению процесса получения решения регулятора в более сжатые сроки, что, безусловно, способствует более быстрому выводу препаратов на рынок.
Здесь также хочу еще раз отметить, что «Нижфарм» не только крупный локальный производитель, но и импортер. Наша задача состоит в том, чтобы максимально соответствовать потребностям и ожиданиям наших пациентов в предоставлении широкого выбора фармацевтических продуктов.
— Что позволило бы препаратам российских производителей стать более привлекательными в глазах россиян?
— Привлекательность в глазах потребителей можно построить только на основе доверия, а доверие приобретается через опыт. Но для начала нужно больше рассказывать о суперсовременных фармпроизводствах, которые есть в России.
Вообще, около 80% российских фармзаводов построены за последние 10–15 лет, и с точки зрения технического оснащения сильно выигрывают по сравнению с европейскими. Они построены или реконструированы с применением новейших технологий, на них установлено высококачественное оборудование. В то же время многие из тех производственных площадок в странах ЕС, которые мне довелось видеть в разное время, строились еще в 1950-е годы, и очевидно, что технологии того времени уступают нынешним.
— А по каким критериям еще можно было бы провести сравнение?
— Ну, например, российские стандарты GMP являются более строгими, хотя появились, естественно, позже европейских. Есть много примеров, когда компании, которые смогли получить такую сертификацию своего производства в других странах, в России были вынуждены что-то дорабатывать.
Особо хочется отметить тот факт, что мы как группа компаний «Нижфарм» сейчас очень серьезно занимаемся локализацией и трансферами производств жизненно важных лекарственных средств.
В конце 2023 года мы локализовали на нашей производственной площадке в Обнинске выпуск препарата для лечения сахарного диабета 2 типа. Успешно завершилась локализация полного производственного цикла нашего флагмана — лидирующего на рынке антигипертензивного препарата.
Буквально пару недель назад с конвейеров в Обнинске сошли первые локализованные упаковки препарата из нашего противоболевого портфеля. Количество продуктов, произведенных по полному циклу на наших производственных площадках, растет с каждым днем, и мы планируем еще более углубленную локализацию.
У нас уже есть совместные проекты с производителями субстанций, которые мы развиваем с целью углубления локализации производства лекарств. Мы работаем в этом направлении, и качество выпускаемой нами продукции соответствует самым высоким нормам и стандартам. Это и есть тот фундамент доверия, который мы создаем, кирпич за кирпичом, упаковка за упаковкой.
Здесь немаловажно также отметить, что степень слаженности в работе команды напрямую зависит от уровня вовлеченности всех сотрудников компании, которых на сегодняшний момент в «Нижфарме» более 2,2 тыс. Мы много инвестируем в работу с командой, и результат налицо: в 2023 году мы вошли в топ-25 рейтинга лучших работодателей по версии НН (HeadHunter) в категории «Крупные компании» с численностью от 1 тыс. до 5 тыс. человек, где за право стать лучшими в этом году боролись более 2 тыс. компаний со всей страны, а в финал вышли почти 1,5 тыс. Также мы набрали наибольшее количество баллов среди компаний фармацевтической индустрии с количеством сотрудников от 1 тыс. человек.
— Как в целом в ближайшие годы будет развиваться российский рынок лекарств? Вырастет ли на нем доля отечественных препаратов?
— Российский рынок развивается и будет развиваться достаточно динамично. Стратегия «Фарма 2030» подтверждает не только наличие долгосрочных планов, но и готовность правительства предпринимать шаги по поддержке отечественной фарминдустрии. Преференции для локальных производителей должны способствовать выводу новых препаратов на рынок, которых к 2030 году должно быть около 90%, а развитие электронной коммерции — облегчать доступ к продуктам фарминдустрии. Также будет расти доля локализованных препаратов и технологий производства.
Сейчас тот самый момент, когда у российского фармпроизводителя есть уникальный шанс занять достойное место в списке предпочтений у потребителя, доказав, что уровень качества продукта, произведенного у нас, не только соответствует, но и превосходит самые строгие мировые стандарты.
— Ожидаете ли вы каких-то глобальных изменений в российской системе здравоохранения, которые были бы значимыми для производителей лекарств?
— За последние несколько лет российское правительство усилило профилактическую направленность отечественного здравоохранения, введя различные программы раннего обнаружения заболеваний — это и скрининги новорожденных, и диспансеризация взрослых. Однако после того как болезнь обнаружена, ее нужно лечить — и возникает вопрос, будет ли пациент приобретать препараты для такого лечения за свой счет или сможет рассчитывать на поддержку из государственного бюджета.
Как бы то ни было, с нашей стороны, как локального производителя, есть обязательство и, самое главное, возможность обеспечить пациентов, страдающих от самых распространенных хронических неинфекционных заболеваний, вызывающих самый большой риск преждевременной смерти, таких как сердечно-сосудистые заболевания и диабет 2 типа, всеми необходимыми лекарственными средствами. У нас полная локализация этих продуктов, что дает нам контроль над ситуацией и уверенность в том, что наши пациенты не останутся без необходимых им препаратов.