К концернам подвезли претензии

Почему дилеры недовольны условиями автопроизводителей

Дилеры пожаловались на дискриминацию со стороны автопроизводителей. Их не устраивает, что китайские и российские концерны пользуются своим доминирующим положением. В частности, они предлагают контракты только с коротким сроком, не помогают с техподдержкой автомобилей и в итоге вынуждают салоны работать в убыток. Письмо с претензиями Ассоциация российских автодилеров направила в Федеральную антимонопольную службу, чтобы та повлияла на производителей. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Меньше года потребовалось китайским автопроизводителям, чтобы начать чувствовать себя на российском рынке так же, как некогда корейские и немецкие концерны. Очереди из желающих продавать их продукцию выстроились еще в середине 2022-го на фоне колоссального дефицита, и компании оперативно этим воспользовались: стали обязывать дилеров выкупать больше автомобилей, чем может поглотить рынок, предлагать клиентам дополнительные, не всегда востребованные услуги, и в целом заключать краткосрочные договоры.

Инвестиции продавцов не всегда окупались, особенно если речь шла про дизайн шоурумов, который мог меняться несколько раз за год из-за отсутствия внятной стратегии продвижения. Жалобы от участников рынка долгое время копились у ассоциации «Российские автомобильные дилеры», и теперь они все ушли в Федеральную антимонопольную службу, рассказал исполнительный директор объединения Игорь Чикин: «Производители имеют свои планы продаж, которые могут не соотносится со спросом на рынке. Концерн обязывает дилера выкупать автомобили, у дилера образуется большой склад. Стоимость этих машин существенна для бизнес-процессов.

Дилер платит проценты банкам, производители выставляют завышенные планы, которые зачастую невозможно выполнить. Данный факт влечет штрафные санкции со стороны концернов».

В такой ситуации дилеры оказались в начале года, когда их склады были переполнены из-за планов китайских компаний в 2024-м занять 80% российского рынка. В итоге эти авто удалось распродать только к концу весны, причем многие это делали в убыток, чтобы ускорить процесс. Впрочем, так было со всеми автопроизводителями, просто китайцам удалось быстрее других прийти к этому, заметил соучредитель автоцентра «Долавто» Сергей Климов. Но гораздо хуже, по его словам, то, что нередко компании пытаются навязать работу с непрофильными товарами:

«Недавно один известный производитель из КНР предлагал торговать еще их велосипедами.

Кстати говоря, у Skoda это тоже было — велосипед бренда за безумные деньги. И вот сейчас китайцы к этому пришли. Можешь не продавать, но ты выкупи какое-то количество велосипедов. Это правила игры. Хотите в эту нее играть, вот такие у нас правила. Не хотите, найдем другого партнера. И только когда китайские производители заходят в какие-то незнакомые, неизвестные сегменты, они таких условий не ставят».

Однако в эпоху, когда на рынке были в основном западные автопроизводители, дилерам удалось уладить спорные моменты с помощью меморандума, где были прописаны комфортные для всех сторон условия, рассказал руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, который принимал участие в его создании. Но тогда этому поспособствовала в том числе и ФАС, без которой не обойтись и сейчас, подчеркнул эксперт:

«Если мы говорим про корейских, европейских, японских, американских производителей, то они тоже вначале не жаждали договариваться с дилерами.

И только после того, как мне тогда удалось убедить ФАС, что есть дискриминация дилеров, а как следствие — конечного потребителя, то стало все меняться. Соответственно, и сейчас ни один китайский производитель добровольно не согласиться вести себя по-другому».

Но юристы не исключают, что Федеральная антимонопольная служба может отделаться формальным заявлением и оставить все на откуп участникам рынка. В этом случае дилерам останется надеется только на договороспособность китайских автопроизводителей.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Дарья Фоменко

Вся лента