ЧВК не ОПС
Военный суд оправдал енотов
Московский гарнизонный военный суд полностью оправдал четырех участников военно-патриотической организации «Единые народные общинные товарищества» (известна как ЧВК ЕНОТ), обвиняемых СКР в организации преступного сообщества, участии в нем, а также в кражах и разбоях. Обвинение в участии в ОПС было снято судом в связи с неустановлением самого события преступления, а по остальным эпизодам — за недоказанностью. Лишь пятый подсудимый был признан виновным в угрозе убийством, за которое ему только ограничили свободу на один год. Обвинение между тем настаивало, что участники ОПС во главе с майором ФСБ Александром Мрищуком должны быть осуждены на сроки от 12 до 17 лет.
Из-за секретных материалов уголовное дело с мая 2022 года рассматривалось тройкой судей под председательством Виталия Чижика в закрытом режиме. Он и огласил вводную и резолютивную части приговора. Из них следовало, что майор в отставке ФСБ Александр Мрищук, служивший в органах госбезопасности с 2003 по 2019 год, обвинялся СКР в организации преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), а также в превышении должностных полномочий, двух разбоях и краже (ст. 286, ст. 162 и ст. 158 УК РФ). За них по совокупности гособвинение просило приговорить фигуранта, большинство родственников которого служат в ФСБ и других силовых структурах, к 17 годам строгого режима. Однако судья Чижик оправдал господина Мрищука по обвинениям в организации ОПС и по статье 286 УК РФ в связи с неустановлением самих событий преступлений. Остальные обвинения с майора были сняты, поскольку он не был причастен к их совершению.
Услышав это, одна из присутствующих в зале женщин, возможно мать господина Мрищука, сама ранее служившая в ФСБ, а после отставки активно защищавшая его, громко всхлипнула.
Следующим судебное решение услышал экс-начальник сварочного цеха компании «Техносфера» Олег Очеретный, награжденный за участие в боевых действиях в ДНР медалью «За отвагу». Судья, оправдав его по основным обвинениям, все же признал его виновным в угрозе убийством (ч. 1 ст. 119 УК РФ). Приговор вышел не самым строгим — ветеран боевых действий будет год ограничен в свободе. Ему запрещено покидать место жительства в период с 23 часов до 6 утра и выезжать за пределы столичного региона без специального разрешения контролирующих органов, у которых ему предстоит ежемесячно и отмечаться.
Трое других фигурантов, Иван Коваленко, Алексей Коновалов и Михаил Максимов, как и офицер ФСБ, были оправданы по тем же основаниям вчистую.
Отметим, что в ходе прений для них запрашивали от 12 до 15 лет строгого режима.
Сообщив о снятии ареста с имущества оправданных и отклонив иски потерпевших, председательствующий предложил всем присесть. Но затем, обратив внимание на находящихся за решеткой фигурантов, судья обратился к конвоирам: «Я не могу продолжать процесс! Почему оправданные еще в клетке?» Конвой ответил, что «не препятствует их выходу».
«Так почему не выходите?» — обратился уже к «енотовцам» судья. «Отвыкли»,— заметил кто-то из оправданных.
Дождавшись освобождения, председательствующий попросил «не участников процесса» покинуть зал, чтобы кратко объяснить фигурантам последствия вынесенного приговора.
Позже адвокат Александра Мрищука Янис Юкша пояснил “Ъ”, что после вступления приговора в силу оправданные получат право на реабилитацию. Перед ними должны извиниться и выплатить им компенсации за необоснованное уголовное преследование.
«Мой подзащитный не хочет крови»,— сказал “Ъ” господин Юкша, отвечая на вопрос, будет ли он добиваться уголовного преследования тех силовиков, благодаря которым оказался за решеткой.
По его словам, господин Мрищук «лишь хочет служить России» и очень надеется восстановиться на службе в УФСБ. Впрочем, отметил защитник, военная прокуратура и потерпевшие по уголовному делу, «скорее всего, обжалуют приговор», так что планы на реабилитацию пока придется отложить.
Как ранее сообщал “Ъ”, ЧВК ЕНОТ организовал Роман Теленкевич. Входившие в него люди участвовали в различных операциях в Донбассе, Сирии и других горячих точках. Господин Теленкевич впоследствии, в 2022 году, был приговорен к 13 годам заключения. Впрочем, вскоре он отправился на СВО в качестве штурмовика, а сейчас участвует в боевых действиях в составе регулярной армии.
Между тем, считало обвинение, «енотов» возглавили два оперативника УФСБ по Москве и области — Александр Мрищук и Антон Барякшев (последний признал вину и был осужден в особом порядке к 6 годам заключения). По версии следствия, новые лидеры использовали бойцов для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе в качестве понятых, а кроме того, для обогащения — они якобы совершали нападения на предпринимателей, поставлявших в Россию оргтехнику и телефоны. Чекисты заинтересовались ими, поскольку будущие потерпевшие совершали махинации с таможенными платежами.
По данным следствия, вначале чекисты и участники ЕНОТ решили поживиться за счет имущества в загородном доме предпринимателя Владимира Аристархова, организовавшего незаконную схему доставки из Европы и США смартфонов, планшетов, квадрокоптеров и прочей бытовой электроники.
В результате из его дома были вынесена бытовая электроника и деньги, в том числе тещи и сына, на общую сумму 9,8 млн руб. Позже чекисты устроили засаду на сообщника господина Аристархова, у которого якобы отобрали 1,7 млн руб. Сами «еноты» называли свое уголовное преследование местью со стороны фигурантов таможенных дел.
Следует отметить, что по разным уголовным делам были осуждены еще несколько «енотов». Так, предполагаемый идеолог ЧВК Владимир Морозов в 2021 году получил 10 лет и 6 месяцев, но затем из колонии отправился воевать в Донбасс, где героически погиб.
А уже на этой неделе в Кунцевском райсуде должны пройти прения по делу так называемого научного руководителя «енотов» Андрея Молокоедова. В 2022 году он был также осужден на 14 лет и 6 месяцев за участие в ОПС, вымогательство и угрозу убийством, однако впоследствии приговор был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение.
Адвокаты Роберт Зиновьев и Евгений Кронов заявили “Ъ”, что в связи с оправдательным приговором по аналогичному делу военного суда будут требовать оправдания и для своего подзащитного.