Беспокойная хозяйственность
Алексей Франдетти уходит с поста главного режиссера «Ленкома»
На пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере спектакля «Кабаре Пушкин», главный режиссер театра «Ленком» Алексей Франдетти заявил об уходе со своей должности.
Алексей Франдетти, известный по большей части как успешный режиссер музыкальных спектаклей, прежде всего мюзиклов, был приглашен на должность главного режиссера «Ленкома» два года назад. Контракт с ним тогда был заключен на три года. И то, что он разрывает контракт на год раньше предусмотренного срока, свидетельствует о том, что вежливые слова и благодарности, которыми обменялись на прощание режиссер и директор театра Марк Варшавер, не более чем свидетельства нежелания выносить на публику очевидный всем наблюдателям вывод: не сработались.
Приглашение Алексея Франдетти состоялось через три года после ухода из жизни Марка Захарова, возглавлявшего популярный московский театр на протяжении без малого полувека и сделавшего свое имя фактически синонимом бренда «Ленком». После его смерти многолетний директор театра Марк Варшавер практически с молчаливого согласия московских властей принял на себя и художественное руководство, то есть стал единоличным «хозяином». Любой театральный практик знает: в таких случаях нужно пытаться найти нового сильного художественного лидера. Иначе наступает период «сохранения традиций», то есть стагнации и увядания.
Трех лет оказалось достаточно, чтобы учредители театра поняли: по неизбежному пути «Ленком» движется с угрожающей скоростью.
В то же время директора Марка Варшавера, судя по его заявлениям, собственное единоначалие никак не тяготило. В кулуарах говорили, что Алексея Франдетти ему едва ли не навязали сверху — правда, он стал не худруком, а главным режиссером, то есть сотрудником, подчиненным директору. Скептики, знающие ситуацию внутри театра, уже тогда пожимали плечами и предрекали искусственному тандему скорый распад. То, что Алексей Франдетти, режиссер музыкального театра, был назначен в драматический театр, выдавали за мудрый кадровый маневр — мол, и покойный Марк Захаров знал толк в музыкальности, зрелищности, любил синтез театральных жанров.
Теперь это же самое выдается за объяснение творческих причин расставания. «Ему нужно ставить шоу, зрелища, оперетты,— комментирует Марк Варшавер.— А у нас репертуарный театр, и нам нужен режиссер, который умеет и любит ставить спектакли классических авторов». А дальше директор почти проговаривается: «Я не сомневаюсь, что Алексей Борисович найдет себя в каком-нибудь театре, где он будет полновластным хозяином». Очевидно, что Марк Варшавер просто не захотел делиться с главным режиссером властью.
Алексей Франдетти, успевший поставить в «Ленкоме» три спектакля — хип-хоп-оперу «Маяковский», комедию «Маршрут построен» и «Кабаре Пушкин», заявил, что уходит работать в Театр эстрады.
Правда, там есть тоже полновластный хозяин — Геннадий Хазанов. Но это будет уже другая история. Что касается «Ленкома», то его путь «в никуда», скорее всего, продолжится. Если только городские власти не используют шанс, чтобы «обнулить» руководство полностью и попытаться начать полноценную новую главу в истории этого учреждения культуры.