Биньямин Нетаньяху переговорит Уинстона Черчилля
Премьер Израиля собирается в четвертый раз выступить в Конгрессе США, а республиканцы готовят санкции против МУС
Республиканцы в Палате представителей Конгресса США, несмотря на сопротивление демократов, дали ход законопроекту о санкциях против Международного уголовного суда (МУС), который рассматривает вопрос о выдаче ордера на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху. Одновременно с этим американские законодатели готовятся к выступлению израильского лидера перед обеими палатами Конгресса. При этом если республиканцы намерены встретить господина Нетаньяху бурными овациями, то демократы могут устроить ему жесткую обструкцию.
Отношения с Израилем и война в Газе остаются одной из ключевых тем предвыборной борьбы в США. Очередным подтверждением тому стало голосование 3 июня в комитете Палаты представителей по регламенту, рассмотревшему законопроект о введении санкций против МУС. Согласно документу, ограничительные меры могут быть введены за любые попытки суда способствовать расследованию, аресту или задержанию лиц, «находящихся под защитой США и их союзников». Заняться санкциями американских законодателей побудило решение прокурора МУС Карима Хана запросить ордер на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны еврейского государства Йоава Галанта — вместе с тремя лидерами радикального палестинского движения «Хамас».
Наличие в списке руководителей «Хамаса» политиков в Вашингтоне, конечно, не беспокоило, но угроза ордера на арест лидера страны-союзницы на какое-то время, казалось, сплотила республиканцев и демократов. Однако, когда дело дошло до голосования, двухпартийной поддержки не случилось: ход законопроекту был дан девятью голосами республиканцев, в то время как три демократа проголосовали против. Теперь до конца недели законопроект о санкциях против МУС, включающих запрет на выдачу виз сотрудникам этой структуры, блокировку активов и сделок с недвижимостью в США, должна в полном составе рассмотреть Палата представителей. После этого документ отправится в Сенат, где он, судя по всему, будет похоронен.
Изначально законопроект должен был стать двухпартийным. Председатель комитета Палаты представителей по иностранным делам республиканец Майкл Маккол провел несколько раундов переговоров с коллегами-демократами, пытаясь убедить оппонентов в необходимости припугнуть МУС, который пока рассматривает запрос Карима Хана.
Однако в итоге пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что администрация Джо Байдена осуждает возможную выдачу ордера на арест израильских политиков, но выступает против введения санкций в отношении международной структуры.
«Мы не считаем санкции в отношении МУС эффективным и целесообразным вариантом действий»,— заявила пресс-секретарь. По ее словам, «существуют более эффективные способы защитить Израиль» и «содействовать международному правосудию». Однако в чем заключаются эти способы, она не уточнила. США не участвуют в деятельности МУС и не имеют серьезных рычагов влияния на эту международную структуру.
Тогда консерваторы решили действовать самостоятельно и приготовились принять законопроект, соавторами которого стали более 60 республиканцев. И хотя документ, вероятно, провалится в Сенате, сам факт его одобрения Палатой представителей станет своеобразным подарком Биньямину Нетаньяху, который в скором времени должен выступить перед обеими палатами Конгресса.
Речь господина Нетаньяху в стенах Капитолия, видимо, тоже обречена стать элементом внутриполитической борьбы в США. Официальное приглашение израильскому премьеру выступить в Конгрессе, подписанное лидерами обеих партий в обеих палатах, поступило Биньямину Нетаньяху спустя несколько часов после оглашения Джо Байденом плана урегулирования конфликта в секторе Газа.
Предложенный 31 мая американским лидером план прекращения боевых действий включает три этапа и основан, по словам Джо Байдена, на предложениях Израиля.
- Первый этап подразумевает перемирие на шесть недель и возвращение части заложников, удерживаемых «Хамасом».
- Второй — окончательное прекращение боевых действий, вывод израильских войск из сектора Газа и возвращение всех оставшихся заложников.
- Третий — работу по восстановлению региона при поддержке США и международного сообщества, которая займет от трех до пяти лет. За это же время семьям израильских заложников должны быть возвращены останки их родных, убитых «Хамасом».
Господин Байден подчеркнул, что его план предлагает лучшие условия для сектора Газа без «Хамаса» у власти.
Правда, в Израиле, посмотрев на план, не увидели в нем пути к реализации одной из главных целей еврейского государства — ликвидации военной и политической инфраструктуры радикальной палестинской группировки, которая, кстати, в целом приветствовала предложенные главой Белого дома тезисы.
Биньямин Нетаньяху в итоге пока согласился лишь на первый этап плана, заявив, что после 42 дней перемирия потребуется выработка новых договоренностей, и отказавшись гарантировать прекращение огня по истечении шести недель.
Реакция господина Нетаньяху поставила демократов в сложную ситуацию. После нападения «Хамаса» на Израиль 7 октября 2023 года администрация Джо Байдена выразила всяческую поддержку еврейскому государству, однако тысячи жертв среди мирного населения в секторе Газа сильно разочаровали часть демократического электората. В итоге президент США и его соратники заняли противоречивую позицию, с одной стороны, признавая право Израиля на самооборону, а с другой — призывая Биньямина Нетаньяху немедленно прекратить войну.
Отчасти на согласие демократов (включая лидера большинства в Сенате Чака Шумера, в марте призывавшего господина Нетаньяху уйти в отставку) отправить приглашение израильскому лидеру повлияли действия Карима Хана. Однако тот факт, что оглашение плана Джо Байденом и официальное приглашение шли друг за другом, наводил на мысль, что демократы ждали от Биньямина Нетаньяху сговорчивости, которая помогла бы главе Белого дома в том числе в его предвыборных устремлениях.
Появление же в Вашингтоне израильского премьера, лишь частично согласившегося с предложениями Джо Байдена, неизбежно вызовет негативную реакцию левой части демократического электората, требующей гарантий невозобновления боевых действий в секторе Газа.
При этом на Капитолийский холм Биньямин Нетаньяху взойдет в особом статусе. До этого он уже трижды выступал перед Конгрессом — столько же, сколько легендарный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Теперь израильский премьер произнесет речь в четвертый раз, поставив рекорд среди иностранных лидеров по количеству обращений к американским законодателям.
Накануне в СМИ появились сообщения, что выступление премьера запланировано на 13 июня. Однако в Израиле это опровергли, отметив, что названная дата приходится на еврейский праздник. Тем не менее если Биньямин Нетаньяху появится в Вашингтоне с 13 по 15 июня, то Джо Байдена в американской столице он не застанет: президент в это время будет общаться с лидерами стран «Группы семи» в итальянском Бриндизи, которые, кстати, уже поддержали его предложения по урегулированию конфликта.
Впрочем, даже если господин Байден окажется в США во время визита господина Нетаньяху, то велика вероятность, что глава Белого дома откажется встречаться с израильским лидером. Во всяком случае, совместное появление двух политиков на публике может еще сильнее ударить по рейтингу президента.
Между тем речь Биньямина Нетаньяху сама по себе может пошатнуть позиции демократов. Некоторые политтехнологи партии опасаются, что израильский премьер обвинит действующую администрацию в недостаточной поддержке союзника. И это может повлиять на предпочтения части избирателей.
Впрочем, левое крыло Демократической партии уже приготовилось устроить обструкцию израильскому лидеру. Ведомые формально независимым, но примыкающим к демократам сенатором Берни Сандерсом, некоторые однопартийцы Джо Байдена намерены показать Биньямину Нетаньяху, что он нежеланный гость в Конгрессе. «Нетаньяху — военный преступник»,— отрезал господин Сандерс.
В 2015 году выступление господина Нетаньяху перед Конгрессом демонстративно бойкотировали почти 60 демократов. Тогда республиканцы пригласили израильского премьера в Капитолий в попытке помешать заключению «ядерной сделки» с Ираном, которую продвигала администрация президента Барака Обамы.