«Градостроительный потенциал российских регионов очень велик»

Директор департамента развития холдинга Alias Group Виктория Костикова рассказала о подходах к анализу проектов, подборе земельных участков и градостроительном потенциале регионов

Директор департамента развития холдинга Alias Group Виктория Костикова

— Расскажите о деятельности инвестиционного холдинга Alias Group.

Alias Group — инвестиционный холдинг, который объединяет активы из различных секторов экономики и расширяет партнерский портфель, используя собственный и привлеченный капиталы. Бюджет портфеля активов достигает 70 млрд руб., бюджет проектов в разработке — около 100 млрд руб.

Компания динамично развивается, масштабирует бизнес на территории РФ и выходит за ее пределы. Присутствует в семи городах и реализует двенадцать направлений деятельности, в числе которых — архитектура, сервисные и логистические услуги, бьюти-индустрия, страхование, информационные технологии, медицина, HoReCa, социальная деятельность. Ключевое направление — девелопмент, основной актив — федеральный девелопер «Неометрия».

— Вы возглавляете департамент развития Alias Group. Каковы его ключевые задачи?

— Главная задача — обеспечение постоянного притока новых проектов компании. Это позволяет поддерживать целевой уровень текущего строительства согласно утвержденной стратегии развития, усиливать перспективные направления деятельности холдинга и осваивать новые сегменты.

Также важными составляющими работы департамента являются оценка градостроительного потенциала отобранных участков, формирование концепций будущих проектов, изучение целевых рынков сбыта, проведение инвестиционного анализа, оценка рисков и т. д. Одна из важнейших целей, к которой мы стремимся,— рост стоимости компании.

Если говорить о конкретных результатах работы департамента, то можно отметить, что только за прошедшие два года была значительно расширена география присутствия компании. Земельный банк пополнился 130 га новых качественных участков под развитие в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве, Сочи и на черноморском побережье. Этого удалось добиться благодаря введению инноваций в процесс подбора участков и анализа рынка, а также взаимодействию с органами власти и финансовыми институтами.

Только за прошедшие два года объем информации, анализируемой специалистами департамента, вырос вдвое: изучены более 50 тыс. га земель в разных регионах страны, подготовлено более 200 экспресс- и 80 комплексных бизнес-планов.

Биографическая справка

Виктория Владимировна Костикова — директор департамента развития инвестиционного холдинга Alias Group.

В 2009 году окончила Майкопский государственный технологический университет по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 2016 году успешно прошла обучение по программе MBA «Маркетинг и продажи» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В 2018 году получила диплом Московской школы управления Сколково по программе «Практикум для директоров», а в 2021 году — по программе «MBA — вызовы цифрового мира» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, получив квалификацию «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration».

Более 15 лет работает в области управления продажами, маркетинга и операционного менеджмента в крупнейших российских компаниях из строительной и телекоммуникационной отраслей.

С 2014 года — в федеральном девелопере «Неометрия» (входит в Alias Group). В 2021 году возглавила департамент развития инвестиционного холдинга Alias Group, в рамках которого отвечает за обеспечение постоянного притока новых проектов согласно утвержденной стратегии. Также важными составляющими работы департамента являются оценка градостроительного потенциала отобранных земельных участков, формирование концепций будущих проектов, изучение целевых рынков сбыта, проведение инвестиционного анализа, оценка рисков и т. д.

«Неизменный принцип компании — гибкость»

— В чем заключается стратегия развития холдинга, насколько часто в нее вносятся корректировки?

— Стратегия Alias Group основана на базовых принципах и подходах, которые на глобальном уровне определяют основные направления деятельности и характер бизнес-процессов. Однако существует другой уровень, подразумевающий большую гибкость при принятии решений, важных на коротком промежутке времени. Ситуация в экономике постоянно меняется, и для успешного ведения бизнеса важна способность оперативно оценивать потенциальные проекты.

В частности, наш департамент отвечает за выработку стратегии развития компании на целевых и новых рынках. Он управляет земельным банком холдинга, разрабатывает бизнес-планы и отвечает за инвестиционную модель Alias Group.

«Мы заняли проактивную позицию при поиске участков»

— Как за последние годы изменился инструментарий департамента, какие подходы и программные решения сегодня применяются?

— Если раньше мы в основном рассматривали входящие предложения, то в последние годы компания перешла в проактивную позицию и самостоятельно ищет земельные участки и проекты. Мы рассматриваем площадки, взаимодействуем с собственниками, предлагаем свои варианты того, как можно использовать тот или иной актив. Это важная работа, поскольку практически все земельные участки сегодня находятся у кого-то в собственности.

В данный момент мы используем порядка 20 каналов поиска земельных активов. В том числе через проектные бюро, банки, кадастровых инженеров, агентства по привлечению инвестиций в том или ином регионе. Иначе говоря, мы не находимся в ожидании хороших вариантов, а ищем их самостоятельно.

Бизнес-процессы департамента оцифрованы, каждая площадка проходит через ряд этапов, заводится карточка с информацией, к которой имеют доступ различные службы.

Гордость нашей компании — то, что мы способны верхнеуровнево оценить любой участок всего за два часа. Понять его экономику, доходную и расходную части. Это помогает в ситуациях, когда необходимо быстро принять решение, чтобы позднее приступить к более глубокой проработке проекта.

— Для решения этих задач необходимы профессионалы широкого профиля — как вы решаете кадровый вопрос?

— В нашем департаменте работают специалисты разного профиля. Есть люди, задействованные в переговорах и поиске земельных активов. Другой важный блок — отдел аналитики, занимающийся анализом перспектив девелоперского направления и других бизнесов холдинга, а также разработкой необходимой методологии.

Разумеется, найти таких специалистов на рынке — задача непростая. И, как правило, мы выращиваем их сами, они развиваются вместе с компанией. Например, есть примеры того, как мы взяли человека на позицию младшего аналитика, прямо с университета, и всего через год он вырос до аналитика.

Каждый сотрудник периодически проходит оценку, мы понимаем, какие скиллы у специалиста уже развиты, а какие еще нужно прокачивать. Кроме того, создается индивидуальный план развитию, по которому человек начинает двигаться дальше.

Особенно хочется отметить то, что мы стараемся создавать максимально комфортный климат в коллективе и предоставлять большие карьерные возможности. И были случаи, когда сотрудники возвращались к нам после ухода в другие компании — просто потому, что у нас им было приятнее работать, здесь у них было больше перспектив.

«Главное — предложить конкурентоспособный продукт»

— Сегодня президентом РФ поставлена задача по выходу на объемы ввода 120 млн квадратных метров жилья к 2030 году. Насколько, по вашим оценкам, еще велик градостроительный потенциал городов юга России? Какие еще регионы перспективны с этой точки зрения?

— Одной из важнейших задач для государства сегодня является улучшение демографической ситуации в стране. При этом спрос на жилье в России все еще очень велик, о переизбытке предложения речи не идет. Соответственно, сокращения объемов строительства не предвидится.

Особенно востребована будет недвижимость в хороших локациях. И даже если в регионе возводятся миллионы квадратных метров жилья, это вовсе не означает, что туда не нужно приходить с новыми проектами. Главное, тщательно проанализировать ситуацию на рынке и предложить конкурентоспособный продукт.

Мы видим большие градостроительные перспективы в курортных территориях — не только Краснодарском крае и Адыгее, но и Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской области и т. д. В ближайшем будущем будет реализовываться государственный проект «Пять морей», подразумевающий развитие туристических кластеров в ряде регионов. Так что большие перспективы есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других субъектах РФ.

— Вы упомянули курортную недвижимость. Что важно учитывать при реализации проектов в этом сегменте?

— Прежде всего необходимо учитывать текущий турпоток, а также перспективы на будущее, исходя из действующих на территории государственных программ, политики местной администрации и т. д. Второй этап — оценка того, какие ниши в этой локации уже заняты, а какие еще свободны. Например, в Ставропольском крае сейчас слабо представлена недвижимость бизнес-класса, и это окно возможностей.

Также мы оцениваем локацию с позиции будущих покупателей — чем она способна их привлечь, каковы ее плюсы и минусы. Разумеется, учитывается и фактор дефицита земельных участков. Например, в Сочи, согласно действующему генеральному плану, есть не так много территорий, предназначенных для строительства жилья.

— Сегодня отчетливо виден тренд на строительство в рамках комплексного развития территорий. Каковы требования к участкам, которые осваиваются с применением этого механизма?

— В первую очередь нужно понимать, что КРТ подразумевает определенный объем земли для строительной, социальной и другой инфраструктуры. К примеру, под школы и детские сады требуется минимум 3 га. Соответственно, минимальная площадь участка под комплексное развитие должна составлять порядка 10 га.

Другой важный вопрос — это транспортная доступность и окружение. Найти площадки в центральной части города сегодня трудно. И нужно понимать, по какому сценарию будут жить покупатели квартир в новом микрорайоне. Что у них будет в шаговой доступности, куда и за какое время они смогут доехать на автомобиле или общественном транспорте.

Для нас важно создавать самодостаточные проекты, которые будут дополнять собой городские территории и формировать максимально комфортные условия для жизни.

Справка о компании:

Alias Group — инвестиционный холдинг, объединяет активы из различных секторов экономики, активно расширяет партнерский портфель, используя собственный и привлеченный капиталы. Количество сотрудников, занятых в деятельности холдинга, более 1,5 тыс. человек. Alias Group динамично развивается, масштабирует бизнес на территории РФ и выходит за ее пределы. Бюджет портфеля активов достигает 70 млрд руб., бюджет проектов в разработке — 100 млрд руб. Ключевое направление холдинга — девелопмент.

Федеральный девелопер «Неометрия» (основной актив инвестиционного холдинга Alias Group) входит в список системообразующих предприятий Краснодарского края. Осуществляет комплексную деятельность от подбора земельных участков до эксплуатации готовых объектов. Компания работает на рынке Южного федерального округа с 2010 года, специализируется на комплексном развитии территорий и возведении объектов недвижимости от комфорт-класса до премиум-сегмента. В настоящий момент компания лидирует по объему строящегося жилья на черноморском побережье и входит в рейтинг крупнейших застройщиков Южного федерального округа и России по версии ЕРЗ.РФ. Федеральный девелопер «Неометрия» за 13 лет реализовал 38 объектов площадью 1 млн кв. м, на стадии строительства 10 проектов площадью 1,5 млн кв. м, на запуске — 12 объектов площадью более 2 млн кв. м.

С предложениями по земельным участкам можно написать в Telegram.

Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram

Alias Group

Реклама

Вся лента