Культура в форме ГЧП

Как на ПМЭФ обсуждали инвестиции в культурные объекты

Во второй день ПМЭФ состоялась сессия «Развитие инфраструктуры объектов культуры как драйвер развития экономики культуры государства», организованная Газпромбанком. Ее участники обсудили перспективы ГЧП-проектов в области культуры, а также препятствия на пути к их реализации, в частности ограниченный доступ к объектам культурного наследия.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству и художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой на сессии заявил, что уже есть сегменты культуры, в которые пришел бизнес и инвестиции: это прежде всего книжная отрасль, в какой-то степени телевидение, а сейчас — стриминговые платформы. В значительной степени бизнесом стал кинематограф: в 2000 году в стране насчитывалось всего 150 кинозалов с современным оборудованием. За счет частных инвестиций их число увеличилось до 3,2 тыс. «Если бы мы не рискнули пустить частный бизнес в кино, мы бы вообще не могли говорить о киноиндустрии в России»,— заметил Михаил Швыдкой.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что в регионе идет строительство Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств — оно должно завершиться до конца года. Новая достопримечательность призвана стать архитектурной доминантой центра Якутска — это будет для региона важный культурный объект, добавил он. Еще один объект — это создание современного кинопавильона полного цикла в Якутске до 2026 года — это будет самый большой за Уралом павильон, построенный с учетом лучших мировых технологий, рассказал Айсен Николаев. По его словам, 20% призов российского кино на международных кинофестивалях — это призы якутского кино, павильон же нужен, чтобы появилась целая индустрия и выросло производство полнометражных фильмов. «Будем строить его в рамках концессии — ряд крупных финансовых институтов уже проявил интерес. Ближе к осени концессионное соглашение уже будет подписано»,— добавил глава региона.

Председатель правления Банка ДОМ.РФ Артем Федорко отметил, что ДОМ.РФ как институт развития занимается продажей федерального имущества, а бОльшая часть объектов культурного наследия по-прежнему находится в федеральной собственности. «Ежегодно мы проводим больше сотни торгов — объектов культурного наследия среди них крайне мало, зачастую они находятся в слишком плачевном состоянии, а выполнение охранных процедур слишком затратно, так что даже за рубль продать часто не получается — экономики не хватает»,— отметил господин Федорко. По его словам, бизнесу нужны механизмы, которые позволят добавить экономическую часть в подобные проекты. «Сейчас занимаемся разработкой программы совместно с Минкультом, которая сводится к тому, чтобы предоставлять инвестору льготное финансирование на приспособление объекта культурного наследия под коммерческие или некоммерческие цели за частные деньги. В «пилоте» участвует 20 регионов, они сами отбирают приоритетные проекты, которые считают необходимым восстановить. Мы совместно просчитываем приспособление этих объектов — что могло бы там располагаться: гостиницы, музеи, рассматриваем финмодели, смотрим, какой объем поддержки и льготного кредитования может потребоваться на такие проекты. Если соответствующая программа будет запущена, то она будет достаточно востребована, сообщил глава ДОМ.РФ.

Не существует и информационной системы, в которой можно бы было увидеть все объекты культурного наследия — их слишком много — около 150 тыс. по всей стране, добавил Артем Федорко. В такую систему можно было бы подгрузить хотя бы часть объектов, у которых есть экономический потенциал — бОльшая часть объектов находится в слишком плохом состоянии, добавил он. К тому же в работе с такими объектами есть множество ограничений — сейчас некоторые инвесторы приобретают объект, консервируют его и рядом строят современный дом, добавил Михаил Швыдкой. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев также отметил, что борьба за сохранение памятников культуры порой оборачивается тем, что целые районы пустуют: в Самаре сейчас 1,5 тыс. памятников культуры, в Амстердаме — 892. «Надо менять правила по сохранению объектов, расширять перечень организаций, который имеют право восстанавливать эти объекты, должна быть серьезно упрощена история с приспособлением, чтобы этими объектами начинали пользоваться люди»,— добавил он.

Директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан заметила, что недостаточно инвестиций в сами объекты культуры — у них должно быть наполнение, а вкладываться необходимо в первую очередь в людей и обязательно работать с главами республик, городов, регионов. А директор по инфраструктурным проектам Российского фонда прямых инвестиций Антон Дан-Чин-Ю призвал создавать партнерства между инвесторами и потребителями культуры и предложил комбинировать меценатство, ГЧП и государственное финансирование.

Первый вице-президент Газпромбанка Андрей Серов заявил, что объекты культуры могут заинтересовать бизнес при наличии квалифицированных команд и опыта. «Такая команда в Газпромбанке есть: на протяжении многих лет она под руководством первого вице-президента Павла Бруссера успешно реализовывает масштабные проекты в области ГЧП. Указанный механизм изначально был связан с развитием транспортной инфраструктуры, потом подтянулась социальная инфраструктура: школы, детские сады, сейчас есть целый ряд проектов в области культуры, где есть четкое понимание возвратности средств. Это, например, проект в Хабаровске, где строится здание Дальневосточного художественного музея. Сотрудничество государства и частных инвесторов повышает эффективность вложений и способствует динамичному развитию инфраструктуры, принося пользу всем участникам, в первую очередь населению»,— рассказал Андрей Серов.

Также, по его словам, вклад внебюджетных источников уже больше, чем он может показаться: сейчас в стране реализуется 125 соглашений с общим объемом инвестиций около 70 млрд руб., 50 млрд руб.— из внебюджетных источников.

Ксения Ильина

Вся лента