Москва в промышленных масштабах

На ПМЭФ-2024 представили промышленные и инфраструктурные проекты столицы

Москва в 2024 году посвятила стенд на ПМЭФ инновациям в промышленности и крупным инфраструктурным проектам. На площадке были представлены проекты всех проектируемых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), которые затронут 80% населения страны. Строительство ВСМ должно стимулировать инновационное развитие экономики, а первая трасса между Москвой и Санкт-Петербургом уже получила концедента. Как показал ПМЭФ, в фокусе столицы — развитие финансовых инструментов, запуск современных промышленных производств и подготовка высококвалифицированных кадров под нужды меняющейся национальной экономики.

Фото: Тимур Аникеев

Стенд Москвы на ПМЭФ-2024 наглядно иллюстрировал публике широко диверсифицированную экономику столицы. Участников форума на стенде встречали роборуки с интерактивными кубами-экранами, символизирующими современную московскую промышленность — инновационную и высокотехнологичную, и робот-мороженщик как символ сферы услуг, подающий гостям мороженое на копии скоростного поезда. Железнодорожная тематика столичными властями выбрана неспроста: в этом году Москва представила на стенде проекты всех планируемых к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей — они затронут почти 80% населения страны.

Все дороги идут до Москвы

Всего планируется запустить пять линий ВСМ: между Москвой и такими городами, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Адлер, Рязань и Минск. Первая высокоскоростная магистраль, ВСМ-1, протяженностью 679 км соединит Санкт-Петербург, Великий Новгород, Тверь и Москву. Предполагается, что с появлением ВСМ-1 пассажиропоток между городами в зоне притяжения вырастет более чем в четыре раза. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится почти вдвое — с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Правительство уже утвердило условия концессии на строительство ВСМ-1.

ВСМ-2 «Восток» (Екатеринбург—Казань—Нижний Новгород—Москва) позволит доезжать из Москвы до Екатеринбурга быстрее в 3,6 раза, а протяженность магистрали составит более 1,5 тыс. км. ВСМ-3 «Юг» соединит Адлер, Ростов-на-Дону, Воронеж и Москву. Время в пути от Москвы до Адлера не составит более восьми часов. ВСМ-4 «Союз» — это магистраль протяженностью 715 км от Минска до Москвы. Время в пути между двумя столицами сократится с семи часов до трех. ВСМ-5 протянут от Москвы до Рязани, так что время в пути займет чуть больше часа (205 км).

ВСМ — это высокотехнологичный проект.

Запуск высокоскоростных магистралей задаст импульс развитию машиностроения, технологий, интеллектуальных систем, сервисов пассажирских ж/д перевозок.

Строительство магистралей позволит связать разные регионы страны, создать единое экономическое пространство и стимулировать внутренний туризм.

Для запуска ВСМ-1 предстоит не только реконструировать существующую, но и построить новую железнодорожную инфраструктуру, а также создать абсолютно новый для России высокоскоростной подвижной состав. Поезд должен развивать скорость до 400 км/ч. В РЖД уже приступили к созданию такого поезда: завершено эскизное проектирование, приняты решения по конструкции и дизайну поезда. Первые составы создаст компания «Уральские локомотивы», поставки ожидаются в 2028 году.

«Проект высокоскоростных магистралей станет одним из ключевых в области транспорта, машиностроения и пассажирских перевозок в современной истории России. При проработке деталей первой ВСМ, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург, мы учитываем накопленный опыт развития городских железных дорог. Правительство столицы по поручению мэра Москвы Сергея Собянина готово выполнить все поставленные задачи и интегрировать городскую инфраструктуру с будущими остановками высокоскоростного поезда»,— отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Цифровой рубль разменяют на дорогах

В Москве комфорт в поездках на городском транспорте подкрепят новыми возможностями цифровых платежей: в будущем москвичи смогут оплачивать проезд в городском транспорте и другие транспортные услуги цифровыми рублями. Для этого на Петербургском международном экономическом форуме мэр Москвы Сергей Собянин и первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова подписали соглашение о сотрудничестве по развитию платформы цифрового рубля. В августе 2023 года Московский метрополитен первым среди российских организаций подключился к тестированию цифрового рубля, после заключения соглашения о возможности подобных расчетов они распространятся и на другие виды транспорта. Так, в развитие подписанного соглашения Москва планирует подписать первый в России «умный контракт» на страхование подвижного состава городского транспорта. Речь идет о компьютерном алгоритме, который самостоятельно отслеживает и обеспечивает исполнение договорных обязательств.

«Соглашение с ЦБ РФ подразумевает долгосрочную работу и дальнейшее развитие — внедрение первого в России смарт-контракта на страхование подвижного состава городского транспорта. "Умный контракт" обеспечит полный контроль целевого расходования денежных средств, прозрачность отслеживания исполнения контракта по всей цепочке исполнителей, а также почти полностью исключит влияние человеческого фактора»,— рассказал Максим Ликсутов.

Индустрии чувствуют поддержку

Москва системно поддерживает промышленный сектор и остается лидером в сфере промпроизводства.

Вклад столицы в валовую добавленную стоимость оценивается в 4,6 трлн руб. по итогам 2023 года — по этому показателю город обгоняет Московскую область, Санкт-Петербург, Свердловскую и Тюменскую области.

При этом наибольший прирост валовой добавленной стоимости обеспечивает создание и развитие высокотехнологичных предприятий: средняя выручка предприятия на одного человека в 2023 году составила 8 млн руб.— это в 2,7 раза выше, чем в других отраслях.

За первый квартал 2024-го объем промышленного производства в столице вырос на 16,3%. Рост во многом обеспечили отрасли обрабатывающей промышленности (увеличили выпуск на 17,9%): лидируют производство электроники и микроэлектроники, фармацевтических препаратов, машин и оборудования. Так, ежегодно в городе открывается от 40 до 50 средних и крупных предприятий, а также около 100 малых предприятий. Всего на начало 2024 года в столице насчитывалось 4,2 тыс. фабрик и заводов и 725 тыс. занятых в промышленном секторе. Также в Москве в 2023 году ввели рекордное количество промобъектов: более 415 тыс. кв. м промышленных площадей, что превышает объемы за прошедшие пять лет.

«Устойчивый рост промышленного сектора Москвы обусловлен доступом предприятий к широкому набору мер поддержки: компаниям доступно более 20 финансовых и нефинансовых инструментов. При помощи города они могут найти площадку под размещение производства и запустить его в короткие сроки, получить льготный инвесткредит, обновить парк оборудования и выйти на экспортные рынки. Как итог столица уже шесть лет подряд возглавляет Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата среди субъектов Российской Федерации»,— отметил министр правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.

Только в 2023 году поддержкой воспользовалось свыше 800 предприятий. Наиболее востребованы у бизнеса именно финансовые инструменты. Например, в 2023 году объем льготных кредитов, полученных с помощью Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства, составил 105 млрд руб. Москва также одобрила предприятиям целевые займы более чем на 1,2 млрд руб., что помогло компаниям модернизировать оборудование, расширить экспорт и внедрить высокотехнологичные решения.

Эффективный инструмент, набирающий популярность,— офсетные контракты, предлагающие компаниям гарантированный спрос в обмен на создание производств. С 2017 года столица заключила 19 таких договоров на поставку разной продукции (лекарства, медизделия, продукты питания для молочных кухонь, элементы благоустройства, тяговые аккумуляторные батареи для электротранспорта). В целом объем закупок по офсетам составит более 349 млрд руб.

Третий важный инструмент — программа предоставления участков под строительство производств по льготной ставке 1 руб. в год. Также с 2016 года предприятия могут получить участки сроком на пять лет под реализацию масштабных инвестиционных проектов без проведения торгов. Сегодня в Москве реализуется порядка 80 масштабных инвестпроектов, почти половина из них — на льготных условиях. Механизмы поддержки упрощают работу предприятий в столице и стимулируют их к созданию новых производств.

Москва прирастет автомобилями и лекарствами

На ПМЭФ Москва заключила несколько соглашений на строительство новых производств. В частности, Москва и КамАЗ построят завод по производству грузовых автомобилей — это будет первый в России роботизированный завод по производству среднетоннажных и тяжелых грузовых автомобилей. В передовом производственном центре будут применять отечественные ИТ-решения, которые помогут планировать, автоматизировать, оперативно управлять производством и мониторить работу технологического оборудования и рабочего персонала. Предполагается, что завод будет выпускать около 40 тыс. грузовиков в год, которые будут применять в строительстве, логистике, сельском хозяйстве и других сферах. Объем инвестиций оценивается в 50,2 млрд руб., а инвестор получит земельный участок площадью 60 га.

Еще одно соглашение Сергей Собянин подписал с совладельцем АО «Россиум Био» Сергеем Судариковым о сотрудничестве в сфере развития здравоохранения. Документ предусматривает строительство инновационного завода по производству препаратов для лечения орфанных, генетических и онкологических заболеваний. Всего биотехнологический комплекс сможет производить лекарства по 13 международным непатентованным наименованиям. Предприятие построят на площадке «Алабушево» особой экономической зоны «Технополис Москва». Инвестиции в проект оцениваются в 43,7 млрд руб.

Также в Москве появится завод по производству базовых препаратов из плазмы крови человека — альбумина и иммуноглобулина. Соглашение об этом мэр Москвы подписал с гендиректором АО «Фармстандарт» Дмитрием Зайцевым. Препараты улучшат качество и увеличат продолжительность жизни пациентов с хроническими болезнями, также они помогают при проведении сложных медицинских процедур и при операциях. Новое предприятие появится в Зеленограде — также на площадке «Алабушево» ОЭЗ «Технополис Москва». Инвестиции в проект составят 18 млрд руб.

Станки для всей страны

В Москве в 2025 году должно завершиться строительство одного из ключевых для отечественной промышленности центров компетенций станкоинструментальной промышленности — это будет первый в стране подобный центр. Меморандум о его создании на полях ПМЭФ подписали Сергей Собянин и глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Напомним, что станкостроению как мультидисциплинарной отрасли отведена особая роль в достижении технологического суверенитета.

Центр компетенций разместят в индустриальном парке «Руднево» в ОЭЗ «Технополис Москва». В составе центра будут работать центры производственных систем, испытаний металлорежущего инструмента и оснастки, станков с числовым программным управлением (ЧПУ), экспертно-аналитический центр, конструкторское бюро, инженерный корпус и опытное производство. Инвестиции в проект составят около 10,8 млрд руб.

В рамках меморандума Москва и Минобрнауки намерены сотрудничать по таким направлениям, как инжиниринг проектов по созданию, развитию и модернизации станкоинструментальных производств, совершенствование систем менеджмента предприятий отрасли, создание опытных образцов станков, изделий с использованием оборудования опытного производства, проведение комплексных испытаний российских систем с ЧПУ, разработка технологических решений в области российского доверенного интернета вещей, разработка и проведение испытаний новых видов металлорежущего инструмента с использованием новых технологических подходов, развитие производства станков для нужд московских производителей. Также на базе центра планируется собирать и анализировать данные об импорте и экспорте, производстве в России станков, а также формировать консенсус-прогнозы отрасли.

Промышленности подготовят специалистов

Поскольку высокие темпы роста промышленности и структурная трансформация экономики диктуют высокий спрос на кадры, Москва активно реализует проекты для обеспечения столичной промышленности высококвалифицированными кадрами.

Для популяризации инженерных специальностей и столичной промышленности Москва запустит спецпроекты в регионах России: в образовательных учреждениях по всей стране появятся информационные стенды, пройдут мероприятия с представителями промышленных предприятий города. Кроме того, планируются экскурсии учащихся по столичным заводам. Такое соглашение на ПМЭФ подписали министр правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский и гендиректор Российского общества «Знание» Максим Древаль.

Ожидается, что укрепление престижа инженерных профессий и популяризация столичной промышленности позволят привлечь в реальный сектор экономики молодые кадры.

В результате в городе продолжит развиваться инновационная научно-техническая среда, которая способствует созданию революционных промышленных технологий и повышению конкурентоспособности индустрий.

В столице при этом уже действует множество программ повышения квалификации действующих работников производств и привлечения в промышленность новых кадров. В частности, с 2021 года в городе действует «Московская техническая школа» (МТШ) — образовательный проект, направленный на повышение квалификации уже занятых в промышленности инженеров. В рамках проекта доступно девять общих и четыре специальных направления обучения: «Искусственный интеллект в промышленности», «Аддитивные технологии», «Микроэлектроника и фотоника», «Промышленный дизайн», «Робототехника и сенсорика», «Технологии связи», «Беспилотный транспорт», «Передовые химические технологии» и «Новые производственные технологии», а также «Бережливое производство», «Охрана труда», «Промышленные практики», «Технологии пищевой промышленности».

Обучение помогает сотрудникам предприятий повысить профессиональную квалификацию, получить практические навыки в работе с инновационными производственными технологиями. Всего с 2021 года обучение в МТШ прошли свыше 2,2 тыс. промышленников. Сегодня инженерам доступно более 160 курсов, и этот список продолжает расти. До конца 2024 года «Московская техническая школа» запустит как минимум два новых направления — «Информационная безопасность» и «Цифровые двойники».

Также с 2019 года привлекает людей на производства проект «Открой#Моспром». Сегодня в проекте участвует более 130 промпредприятий различных отраслей: машиностроительные, автомобилестроительные, пищевые, фармацевтические производства, заводы по выпуску микроэлектроники, комплектующих для авиационной отрасли. Так, жители и гости столицы могут посетить столичные предприятия, узнать историю старейших предприятий, познакомиться с процессами производства и даже поучаствовать в создании некоторых товаров.

В Москве также работает проект «Инженерный класс в московской школе». Школьники знакомятся с технологическим процессом производства, изучают работу станков и оборудования, наблюдают за действиями специалистов. В первом квартале 2024 года к проекту присоединились более 60 предприятий из 16 отраслей промышленности. За январь—март для школьников провели свыше 165 экскурсий.

С 2022 года в столице запущен проект «Техностажировка», позволяющий студентам пройти практику в компаниях ОЭЗ «Технополис Москва». В 2024 году более 60 компаний смогут принять на практику свыше 400 будущих инженеров, техников, слесарей и токарей. Всего за время существования проекта профессиональные навыки на высокотехнологичных производствах отточили более 1,2 тыс. учащихся вузов и средних специальных заведений. Многие впоследствии получают приглашение на работу.

Екатерина Кузнецова

Вся лента