Информагент влияния
Владимир Путин ответил на вопросы руководителей мировых информагентств об Украине, США и не только
Президент РФ Владимир Путин в среду на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) встретился с руководителями 16 ведущих мировых новостных агентств, среди которых были и представители стран, признанных в России «недружественными». В ходе беседы с журналистами российский президент изложил свое видение первопричин конфликта вокруг Украины, дал оценку невозвратным потерям сторон, рассказал о последствиях ударов западным оружием по территории РФ и ответил на вопрос, какой кандидат на выборах в США предпочтительнее для Москвы.
«Путь к очень серьезным проблемам»
Встреча Владимира Путина с руководителями ведущих мировых информационных агентств прошла в среду вечером в «Лахта-Центре». В беседе приняли участие представители информагентств из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, США, Узбекистана, Китая, Ирана, Великобритании, Турции, Кореи, Италии, Германии, Японии, Испании и Франции. Россию представлял генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов.
Ранее ТАСС на протяжении нескольких лет организовывал такие мероприятия, но нынешнее стало первым с начала российской специальной военной операции на Украине. В своем вступительном слове Андрей Кондрашов констатировал, что за то время, пока подобных встреч не было, многие страны, из которых приехали участники мероприятия, «вдруг стали недружественными по отношению к России». «Ощущение такое, что мир сошел с ума, что кто-то сознательно толкает его к катастрофе»,— предположил он. И далее выразил надежду на то, что «после этой встречи мы приблизимся хотя бы на шаг к пониманию того, как снизить градус этой напряженности, градус этих двойных стандартов, этого непонимания друг друга и просто вражды».
В ходе беседы Владимира Путина попросили прокомментировать целый ряд актуальных тем, включая, конечно, конфликт вокруг Украины.
По словам Владимира Путина, «все считают, что Россия начала войну на Украине». «Но никто, я хочу это подчеркнуть, никто на Западе, в Европе не хочет вспоминать, с чего началась эта трагедия. Она началась с государственного переворота на Украине, антиконституционного государственного переворота — вот начало войны. Разве Россия виновата в этом госперевороте? Нет»,— заявил он.
Россия, как отметил президент далее, «предприняла все усилия для того, чтобы найти формулу урегулирования (конфликта вокруг Донбасса.— “Ъ”) мирными средствами». Когда же стало ясно, что Минские соглашения не будут реализованы, Донецкая и Луганская республики объявили себя независимыми, что, по словам Владимира Путина, соответствует статье Устава ООН о праве наций на самоопределение. «А мы тогда имели право признать эти республики? Конечно, имели. Мы их признали,— продолжил он.— Затем в соответствии со статьей 51 Устава ООН оказывали им помощь… Мы не напали, мы защищались. Чтобы всем было понятно. Первый шаг к войне сделали те, кто поощряли госпереворот. Кровавый, антиконституционный».
По словам Владимира Путина, 1348 российских военнослужащих сейчас находятся в украинском плену. У России же 6465 пленных вооруженных сил Украины. Соотношение невозвратных потерь России и Украины президент оценил как «примерно один к пяти». «Именно с этим связана попытка провести тотальную мобилизацию на Украине, потому что очень большие потери на поле боя,— отметил Владимир Путин.— По 30 тыс., ну, в прошлом, позапрошлом месяце где-то 50–55 тыс., по нашим данным, они (ВСУ.— “Ъ”) набрали. Но это не решает проблему. Знаете почему? Потому что вся эта мобилизация только закрывает потери. Она вся идет на восполнение потерь».
Западные инструкторы, по словам Владимира Путина, уже работают на Украине, они несут потери, хоть об этом и не говорят в их странах.
«С точки зрения наличия советников, инструкторов, то здесь новизны никакой нет — они присутствуют на территории Украины. И, к сожалению для них, несут потери. Я это знаю наверняка, это не специально делается, но в ходе боевых действий потери возникают. Правда, в европейских странах и в Штатах это предпочитают замалчивать»,— заявил он.
При этом президент предупредил, что удары западным оружием и при помощи Запада по территории России не останутся без последствий: «В конечном итоге, если мы видим, что эти страны втягиваются в войну против нас — а это и есть их прямое участие в войне против России,— то мы оставляем за собой право действовать аналогичным образом. Это путь к очень серьезным проблемам».
«Одна ошибка за другой»
Говоря о конфликте вокруг Украины, Владимир Путин коснулся и роли США. По его мнению, «Украина в Соединенных Штатах никого не интересует». «Интересует величие Соединенных Штатов, которые борются не за Украину, не за украинский народ, а за свое величие, за свое лидерство в мире и ни в коем случае не хотят допустить какого-то ни было успеха России именно потому, что считают, что в этом случае будет нанесен ущерб лидерству США»,— заявил он.
После намеченных на ноябрь президентских выборов в США на российском направлении в американской политике, по оценке Владимира Путина, мало что изменится. «Для нас конечный результат, как мы полагаем, большого значения не имеет. Мы будем работать с любым президентом, которого изберет американский народ»,— подчеркнул он. При этом Владимир Путин заверил, что власти РФ смотрят на внутреннюю политику США «со стороны». «Мы во внутриполитические процессы в Соединенных Штатах никогда не вмешивались и вмешиваться не собираемся»,— добавил он.
Нынешнего президента США Джо Байдена Владимир Путин вновь (как и несколько месяцев назад) назвал «предсказуемым» и «политиком старой школы». При этом он напомнил, что предполагаемого основного конкурента действующего хозяина Белого дома, бывшего президента Дональда Трампа обвиняли «чуть ли не в шпионаже в пользу России, хотя понимали, что это чушь полная, просто бред какой-то, элемент внутриполитической борьбы между демократами и республиканцами». «Никаких особых связей у нас с господином Трампом никогда не было»,— подчеркнул президент РФ. Внутриполитическая борьба в США, как отметил Владимир Путин далее, продолжается и сейчас, о чем свидетельствуют судебные процессы против Дональда Трампа. «Они (США.— “Ъ”) сжигают себя изнутри, свое государство, свою политическую систему, и должен сказать, приятно это или нет, но и свое мнимое лидерство в сфере демократии тоже сжигают прямо на глазах»,— заявил российской президент.
По его мнению, «во всем мире является очевидным, что преследование Трампа, тем более в судебном порядке по обвинениям, которые сложились на основании событий, которые происходили годы назад, без прямых доказательств,— это просто использование судебной системы в ходе внутриполитической борьбы, впрямую».
«Для нас в России это очевидно,— отметил он.— И главное, что в самих Соединенных Штатах так считают. Потому что после известного решения суда, где присяжные вынесли вердикт "виновен", как мы все знаем, рейтинг господина Трампа вырос, по-моему, сразу на 6%, и сборы в его предвыборный штаб сразу увеличились». По мнению российского президента, это говорит о том, что «люди в США не верят судебной системе, которая принимает такие решения, а наоборот, считают, что они приняты по политическим мотивам».
«Как ни странно, и в сфере международной политики, и во внутренней политике, и в экономической политике я думаю, что сегодняшняя администрация (США.— “Ъ”) совершает одну ошибку за другой, одну за другой. Даже иногда удивляешься, когда смотришь на то, что происходит»,— признал он далее.
Если будущая администрация США «изменит вектор целеполагания для себя и будет видеть смысл своего существования и своей работы в укреплении Соединенных Штатов изнутри, в укреплении экономики, финансов, выстраивании нормальных отношений в мире, более уважительных по отношению ко всем», тогда, по мнению Владимира Путина, «может что-то измениться». «Это зависит, на мой взгляд, от настроения общества. Настроение общества все-таки в известной степени в эту сторону сдвигается, и если будущая администрация поймает этот ветер в свои паруса, то тогда изменения возможны»,— допустил он.
«О тех, кто понял и поймет»
Общаясь с главами мировых информационных агентств, Владимир Путин затронул и целый ряд других внешнеполитических тем. В частности, российский лидер рассказал об отношениях с союзными лидерами. Так, выяснилось, на чем базируются его отношения с президентом Белоруссии Александром Лукашенко: «В разное время по-разному складывались наши отношения, но поскольку в основе лежат фундаментальные интересы обоих народов, российского и белорусского, то всегда, именно опираясь на это, удавалось найти решение даже по самым сложным вопросам». И именно поэтому, заверил Владимир Путин, у Москвы и Минска «все получается» в деле строительства Союзного государства.
Вторая страна, власти которой отдельно удостоились лестных оценок,— Азербайджан: «Отношения у нас развиваются успешно, надежно, очень прагматично. Мы чувствуем настрой руководства Азербайджана на строительство межгосударственных связей именно на основе взаимного интереса и, я бы сказал, в определенной степени на симпатии друг к другу». Об Армении не было сказано не то что ничего подобного, но вообще ничего.
В позитивном ключе также упоминались Иран и Китай. Со всеми этими странами РФ, как давал понять Владимир Путин, схожим образом смотрит на мир и при этом успешно развивает торгово-экономические отношения — и никакие западные санкции этому не помеха. Так, в контексте отношений с единомышленниками (в частности, тем же Азербайджаном) Владимир Путин вспомнил о проекте транспортного коридора Север—Юг («Когда грузы вот отсюда прямо, где мы с вами находимся, из порта Петербурга, будут идти через всю европейскую часть в Азербайджан, потом в Иран и с выходом на берег Персидского залива»). Проект, который позволит переводить товары «чуть ли не на десять суток быстрее, чем через Суэцкий канал», не может не быть перспективным — казалось, убеждал собравшихся президент. И в качестве примера тех, кто правильно оценивает перспективы, приводил суверенные арабские фонды, проявившие «интерес к этому проекту», «обещающему быть очень выгодным».
Между тем далеко не все в мире, как давал понять Владимир Путин, понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Что идет на пользу гражданам, а что (читай: санкции против РФ) нет. В качестве негативного примера в этот раз выступили Франция и Германия, представители которых присутствовали на встрече. «Никто в сегодняшнем немецком руководстве не защищает немецкие интересы»,— констатировал, в частности, Владимир Путин. И обратил внимание на то, что прекращение связей РФ и ФРГ в сфере энергетики имеет «печальный (для Берлина, а не Москвы.— “Ъ”) результат»: немецкие предприятия становятся неконкурентоспособными. А если экономика Германии, как отметил президент, будет «чихать и кашлять», то «и все другие страны заболеют гриппом».
Когда номер сдавался в печать, встреча с редакторами еще продолжалась. И вопросов у них, как казалось, было еще много.