VII созыв Мосгордумы ушел в историю
Депутаты разошлись в оценках своей работы и назначили выборы в столичный парламент
Депутаты Мосгордумы (МГД) назначили выборы в столичный парламент на заключительном заседании текущего VII созыва. Свою работу в 2019 году они начинали в условиях некоторой эйфории по поводу успеха оппозиции, добившейся по итогу выборов существенного расширения своего присутствия в столичном парламенте. Однозначно оценить итоги работы этого сложного состава, на срок которого пришлись пандемия коронавируса и начало СВО, парламентарии не сумели. Представители оппозиции сокрушались о своих нерассмотренных законопроектах, а представители большинства тактично выражали надежду на то, что будущий созыв будет сформирован по итогам «честной, прозрачной и демократичной» электоральной гонки.
Заключительное заседание VII созыва Мосгордумы с ходу обернулось широкой дискуссией о будущем. Нескольких оппозиционных депутатов, как всегда, интересовала судьба их нерассмотренных законопроектов, вокруг которых созыв уже неоднократно ломал копья: за время созыва их накопилось несколько десятков, не обо всех, вероятно, помнят и сами инициаторы. «Проходят депутаты в следующий созыв или не проходят, дума обязана рассмотреть все вопросы, которые внесены на рассмотрение»,— обещал коллегами зампред комиссии по организации работы городского парламента Степан Орлов («Единая Россия»), оговариваясь, впрочем, что вопрос о том, кого именно пригласят на рассмотрение, будут решать председатели профильных комиссий. Депутаты Елена Шувалова (исключена из фракции КПРФ) и признанный иностранным агентом Михаил Тимонов («Справедливая Россия») ответами предсказуемо не удовлетворились, в очередной раз посетовав, что «реальные проблемы москвичей», отраженные, по их мнению, в тех самых нерассмотренных законопроектах, не находят пространства для обсуждения.
Еще шире и о прошлом, и о будущем парламентарии высказались при обсуждении постановления «О назначении выборов депутатов Московской городской думы восьмого созыва». Освежив в памяти коллег процедурный базис, председатель МГД Алексей Шапошников напомнил, что выборы пройдут по обновленной схеме одномандатных избирательных округов, а также с учетом новых форматов голосования — многодневного и дистанционного. «Электронный формат впервые в России и в мире был запущен в качестве эксперимента ровно пять лет назад на выборах в московский парламент,— подчеркнул господин Шапошников.— Все лучшее начинается с Москвы!»
Руководителя фракции «Яблоко» Максима Круглова возмутило, что, хотя в ДЭГ могут проголосовать 100% избирателей, собрать 100% подписей за выдвижение кандидата на «Госуслугах» невозможно (планка — 50%).
«Если через "Госуслуги" соберутся 100% подписей, то их нельзя оспорить, это априори достоверная подпись… Дело именно в возможности политически мотивированного решения о регистрации кандидата»,— заявил «яблочник». Дополняя однопартийца, депутат Сергей Митрохин еще раз упомянул все те же нерассмотренные законопроекты и поставил работе думы в этой сессии «твердую двойку».
Справоросс Магомет Яндиев также оказался в числе пессимистов. «Главный итог» работы созыва, уверен он,— «фактическое прекращение работы института публичных слушаний»: «Получается, что наши отношения с населением стали менее тесными, менее двусторонними». Михаил Тимонов (внесен в реестр иностранных агентов) раскритиковал ДЭГ, «многодневку», препоны к «выдвижению независимых кандидатов» и «возвращение понятия "лишенцев"», то есть политиков, лишенных пассивного избирательного права в связи с уголовным обвинением или статусом иностранного агента. Еще одним «непреодолимым фактором для представителей большинства», заявила Елена Шувалова, стали финансы: «У представителей простых москвичей не будет финансовых средств даже на то, чтобы напечатать бланки для сбора подписей».
Терпеливо выслушав эти доводы, Алексей Шапошников, вопреки привычке, не стал отказываться от заключительного слова. «Мы еще с вами не назначили выборы, а их уже начинают очернять! — развел руками спикер.— И виноваты все вокруг: Минюст, те, кто проверяет подписи, ДЭГ, цены…» ЕР же, в отличие от остальных, вместо жалоб «озвучивает программные тезисы» и напрямую общается с избирателями «глаза в глаза во дворах, на стадионах, в парках».
Демократия — это в первую очередь процедура, однако «за пять лет мы, к сожалению, не научились их исполнять», посетовал председатель: «Если вы ратуете за демократию и процедуры, так выполняйте сами эти процедуры!»
Степан Орлов от критики воздержался. «Надеемся, что выборы пройдут абсолютно честно, прозрачно, демократично»,— миролюбиво отметил он, порадовавшись, что за постановление в итоге проголосовали 37 депутатов при полном отсутствии противников и воздержавшихся.