Государственное программирование сдали с минусом

Минэкономики оценило эффективность исполнения программ в 2023 году

Минэкономики несколько ухудшило оценку эффективности исполнения госпрограмм в 2023 году. Как следует из отчета ведомства (есть у “Ъ”), показатель снизился с 95,5% до 94,4% в целом по 50 госпрограммам, из них 12 — «закрытые». По «открытым» общая оценка несколько лучше, но также снижена с 96% до 95,5%. Обусловлена такая динамика оценкой качества финансового управления, хотя кассовое исполнение осталось на высоком уровне. Среди иных причин — критиковавшаяся ранее «подгонка» целей под фактическое состояние дел в отраслях. Так, ряд установленных плановых значений на 2023 год оказался ниже фактических за 2022 год — это объяснялось работой экономики РФ под санкциями. В результате прирост показателей замедлился, но и доля не достигнутых за год целей сократилась с 12,6% до 7,3%.

Заместители председателя правительства Дмитрий Григоренко, Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Эффективность исполнения госпрограмм за 2023 год несколько снизилась, хотя и осталась высокой — как следует из оценки Минэкономики (есть у “Ъ”), среднее значение исполнения по всем госпрограммам составило 94,4% против 95,4% годом ранее. В 2023 году действовало 50 госпрограмм (из них 12 являются «закрытыми» из-за конфиденциальных сведений и гостайны) с бюджетом более 20 трлн руб. По «открытым» 38 программам оценка составила 95,5% (96% годом ранее). Оценка складывается из трех показателей: своевременность исполнения мероприятий (80%), динамика прироста показателей и качество финансового управления (по 10%).

Вниз общий результат потянула оценка качества финансового управления. Ее снижение было значительным, с 98,2% до 82%, притом что уровень кассового исполнения, наоборот, вырос с 99,2% до 99,5%.

Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, в 2022 году оценивалось только кассовое исполнение, теперь также включены «отдельные параметры финансовой дисциплины».

Второй фактор ухудшения результатов — прирост показателей, снизившийся с 93,6% до 86%. Это связано с тем, что некоторые плановые показатели на 2023 год были установлены ниже значений, достигнутых в 2022 году. Так, доля на внутреннем рынке автотехники, произведенной в РФ, в профильной госпрограмме была установлена на уровне 77% при фактических по итогам 2022 года 84%. Как отмечают в Минэкономики, это было «обусловлено изменением условий функционирования» экономики РФ с учетом санкций «и других внешних факторов» — и уже ведется работа по их уточнению. Ожидается, что по итогам оценки результатов 2024 года таких показателей будет «минимальное количество». В остальном исполнение показателей оценивается в этом году лучше — 98,4% против 96,2% годом ранее.

Отметим, ранее эффективность исполнения госпрограмм не раз была предметом критики — как за «подгонку» плановых показателей под достижимые, так и за освоение средств.

Перелом произошел в 2020 году с введением более гибкого администрирования госпрограмм. Были переформатированы и сами госпрограммы — за счет синхронизации с наццелями, цифрового мониторинга, а также закрепления кураторов на уровне вице-премьеров.

Большинство из 38 открытых госпрограмм имеет оценку эффективности свыше 90%. Ниже только у четырех программ, самые низкие — «Развитие физкультуры и спорта» (85,5%) и «Строительство» (81,6%). В Минэкономики пояснили, что результаты программы «Развитие физкультуры и спорта» учитывали международные соревнования, «по объективным причинам не могли быть достигнуты» и будут скорректированы, а госпрограмма «Строительство» реализуется первый год, имеет аналитический характер и и оценивалась лишь по уровню достижения показателей. При этом Минэкономики и Минстрой уже ведут работу по их «донастройке». В Минстрое также добавили, что в программе в аналитическом формате отражаются бюджетные расходы и других программ в части капвложений и уже сформированы уточненные данные по вводу объектов, «которые в целом отражают повышение достижения показателя программы».

Составлены и оценки кураторов программ.

Наиболее высокая сводная оценка в 100% — у вице-премьера Дмитрия Григоренко, который курирует «Юстицию» и «Управление госфинансами и регулирование финансовых рынков». Самый же низкий «балл» у блоков госпрограмм вице-премьеров Марата Хуснуллина и Дмитрия Чернышенко (96,1% и 96,5% соответственно) — в него входят как раз «Строительство» и «Развитие физкультуры и спорта», остальные же закрепленные за ними программы показали эффективность выше 99%.

В целом доля невыполненных показателей госпрограмм в 2023 году оценена Минэкономики в 7,3% (против 12,6% в 2022-м) – отчасти, вероятно, и за счет планового занижения целей. Среди все же не достигнутых — объем производства российских лекарственных средств (651,5 млрд руб. при плане 676 млрд руб.) и объем экспорта промтоваров ($86,8 млрд при плане $90 млрд). В разрезе подпрограмм доля невыполненных — 4,8% (годом ранее — 11,1%). При этом серьезное отставание зафиксировано по таким целям, как, например, доля автомобильной техники, произведенной в РФ, на внутреннем рынке (48,2% против 77%) или объем продаж инновационной продукции (2,5 млрд руб. против 5,2 млрд руб.). Отмечается и ряд перевыполненных показателей — например, уровень регистрируемой безработицы (0,6% при плане 1,1%) или количество выявленных межэтнических и межрелигиозных противоречий (всего 39 при плане 444).

Евгения Крючкова

Вся лента