«Евротройка» заподозрила Иран в недобром
Россия раскритиковала принятую Советом управляющих МАГАТЭ резолюцию по иранской ядерной программе
Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в среду принял жесткую резолюцию по Ирану, предложенную Великобританией, Францией и Германией. Россия и Китай проголосовали против этого документа, содержащего призыв наложить как на Иран, так и на агентство дополнительные обязательства. По мнению российской стороны, принятие резолюции не принесет «хоть каких-то позитивных результатов», в то время как «последствия могут быть весьма негативными». Соавторы документа же настаивают, что ядерная деятельность Ирана беспрецедентна для государства, заявляющего об отсутствии стремления к созданию ядерного оружия.
Из 35 государств—членов Совета управляющих МАГАТЭ 20 стран поддержали представленную так называемой евротройкой (Великобританией, Францией и Германией) резолюцию по Ирану. Среди проголосовавших за оказались и американцы, хотя ранее дипломатические источники газеты The Wall Street Journal допускали, что Вашингтон может воздержаться, поскольку в администрации Джо Байдена не хотят обострять отношения с Тегераном в преддверии президентских выборов в США. Однако накануне голосования в Госдепартаменте заявили, что США не будут предпринимать «каких-либо действий в дисгармонии со своими партнерами».
12 государств воздержались при голосовании. Россия и Китай выступили против. Одна страна не участвовала в голосовании.
Принятая Советом управляющих резолюция призывает Иран «в полной мере» сотрудничать с МАГАТЭ с тем, чтобы агентство могло гарантировать, что иранская ядерная программа является «исключительно мирной». Среди прочего авторы документа требуют от Тегерана предоставить «технически достоверные объяснения» причины наличия следов урана, обнаруженных ранее на двух незадекларированных иранских объектах.
Они также настаивают: Иран должен проинформировать агентство о том, где сейчас находятся связанные с теми находками ядерные материалы и загрязненное оборудование, и дать исчерпывающие ответы на все остающиеся у МАГАТЭ в этой связи вопросы.
Кроме того, в документе говорится о необходимости пересмотра Ираном решения об отзыве аккредитации у «нескольких опытных инспекторов» агентства, с тем чтобы они могли продолжить работу на его территории. В случае, если Иран не пойдет на «необходимое полное и однозначное» взаимодействие с агентством, его гендиректор Рафаэль Гросси может, согласно резолюции, составить отдельный доклад о проблемах, связанных с иранской ядерной программой. В резолюции этого нет, но из комментариев в СМИ следует, что далее такой доклад может быть передан в Совет Безопасности ООН.
В преддверии голосования «евротройка» выпустила отдельное заявление, в котором сказано, что ядерная деятельность Ирана беспрецедентна для государства, заявляющего об отсутствии стремления к созданию ядерного оружия.
Как утверждают три европейские страны, они последовательно работали над дипломатическим урегулированием иранской ядерной проблемы, однако Иран не был готов к компромиссам, необходимым для восстановления Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД, официальное название «иранской ядерной сделки», заключенной в 2015 году и начавшей разваливаться в 2018-м, после того как из нее вышли США).
«Вместо этого Иран предпочел пойти на эскалацию и расширить свою ядерную программу до угрожающих масштабов»,— настаивает «евротройка». Со схожим по смыслу заявлением на заседании Совета управляющих выступили США, объявившие, что «у Ирана нет никаких убедительных оправданий гражданского характера для накопления запасов высокообогащенного урана и его действия идут вразрез с поведением всех других неядерных государств — участников Договора о нераспространении ядерного оружия».
Постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов в своем выступлении заметил, что Великобритания, Франция и Германия внесли проект «антииранской» резолюции «после большой трагедии в Иране». «Погибли президент и министр иностранных дел. Страна находится в состоянии политического переходного периода. И несмотря на это, "евротройка" в своем неконтролируемом стремлении к эскалации идет на столь вызывающий и неуместный шаг»,— констатировал дипломат.
По его словам, гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в своем недавнем отчете по иранскому вопросу занял сдержанную позицию и, в частности, приветствовал тот факт, что прежние договоренности между агентством и Организацией по атомной энергии Ирана остаются «действующей рамкой для продолжения сотрудничества».
Иран же, как отметил далее российский постпред, «уже подтвердил готовность возобновить диалог с МАГАТЭ в приемлемый для обеих сторон момент».
«Имеющийся опыт не дает ни малейших оснований полагать, что принятие резолюции принесет хоть какие-то позитивные результаты. И тот же опыт свидетельствует о том, что последствия могут быть весьма негативными. Соответственно, продвижение такого проекта абсолютно иррационально»,— подчеркнул Михаил Ульянов. В заключение он предостерег «западные страны от вмешательства во взаимодействие между Тегераном и агентством». «В нынешних обстоятельствах необходимо проявить ответственный подход и дать сторонам возобновить поступательное движение навстречу друг другу без давления извне»,— резюмировал он.
Россия, Китай и Иран также приняли отдельное совместное заявление, в котором сказано, что они по-прежнему стремятся к восстановлению СВПД, хоть США «незаконно и в одностороннем порядке вышли из этого соглашения».
Странам Запада, по их мнению, «пора проявить политическую волю, остановить непрекращающийся цикл эскалации, из которого стороны не могут найти выход почти два года, взять на себя инициативу и предпринять необходимые шаги для возрождения Совместного всеобъемлющего плана действий». Реанимация сделки, как следует из заявления, позволила бы снять «подавляющее большинство вопросов» к иранской ядерной программе.