Экономика выбирает структуру роста
Мониторинг внутреннего спроса
Свежая порция данных и оценок Росстата за январь—апрель 2024 года фиксирует новый антирекорд безработицы в 2,6% и продолжение роста спроса на дефицитный труд. В годовом выражении рост реальных зарплат ускорился в марте до 12,9% (10,8% в феврале и 8,5% в январе), однако оценки Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) фиксируют снижение среднемесячного прироста показателя в первом квартале 2024 года до 0,3% с 1,6% в четвертом квартале 2023 года. Реальные располагаемые доходы в первом квартале были на 5,8% выше, чем год назад, 5,6 процентного пункта из них обеспечил рост зарплат.
Минэкономики и ЦМАКП в апреле вновь заметно разошлись и в оценках с учетом сезонности динамики частного потребления. В министерстве считают, что общее потребление (товары, услуги, кафе и рестораны) снизилось за месяц на 0,2% при сжатии покупок товаров (на 0,5%). В ЦМАКП — что потребление промтоваров (машин, техники), услуг и общепита быстро росло и за апрель в целом выросло на 1% (2,1% за март). Оценки же Росстата (к среднемесячным показателям 2021 года) фиксируют ускорение роста спроса на услуги и общепит и его затухание — на товары. Данные Сбериндекса могут свидетельствовать о подскоке частного спроса и в мае (см. “Ъ” от 5 июня).
Рост капвложений по итогам первого квартала 2024 года превысил прошлогодний уровень на 14,5% после роста на 8,6% кварталом ранее (по полному кругу организаций). По оценкам Росстата, с учетом сезонности в четвертом квартале 2023 года объем капвложений превышал среднеквартальный уровень 2021 года на 25%, а в первом квартале 2024 года — на 26%. Инвестиции все больше делаются из собственных средств компаний (61,9% всех источников вложений против 60,2% год назад).
В Минэкономики считают, что в апреле 2024 года ВВП превысил уровень прошлого года на 4,4% против 4,2% в марте, а с учетом сезонности его рост составил 0,2% за месяц (0,1% за март). Впрочем, ожидания экономических агентов ухудшаются, а в ЦМАКП фиксируют торможение инвестактивности во втором квартале. Майский индекс PMI в российских услугах впервые за долгое время указал на ее снижение, а композитный PMI (промышленность и услуги) — на скорое ухудшение внутригодовой динамики ВВП (см. график).