OFAC время не бережет

Когда клиенты СПБ Биржи смогут вернуть свои средства

Юристы, опрошенные “Ъ FM”, пришли к выводу, что инвесторы могут ждать лицензии на разблокировку активов СПБ Биржи несколько лет. 5 июня площадка сообщила, что ее коллективную заявку на разморозку бумаг приняло Управление по контролю за зарубежными активами Минфина США (OFAC). Обращению был присвоен индивидуальный номер. Это означает, что регулятор начал его рассматривать, объяснили эксперты. Стоит ли инвесторам рассчитывать на положительное решение? Разбирался Иван Хорушевский.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

Формально СПБ Биржа претендует уже на вторую лицензию от Минфина США. Первая, выданная сразу после введения санкций, позволяла западным контрагентам продолжать работу с площадкой до 31 января 2024 года. Однако партнеры компании в обозначенный срок разблокировать активы так и не рискнули.

После этого СПБ Биржа обозначила приоритет — добиться от американского регулятора отдельного разрешения на вывод бумаг. Коллективную заявку составляли несколько месяцев и отправили 20 мая, но за это время оптимизм улетучился — руководство площадки предупредило клиентов, что стратегия не гарантирует успех. С этой точкой зрения согласна и специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen&Paper Кира Винокурова:

«Счет заявителей идет на тысячи. Проверка в отношении одного лица у OFAC занимает 17 месяцев. В отношении такого большого количества проверка точно не будет по сроку сопоставима с каким-то стандартным практическим ориентиром.

То есть самые большие опасения заключаются в том, что OFAC просто эту заявку не рассмотрит из-за ее сложности. А если это и произойдет, то такое рассмотрение может длиться годами».

Осознавая это, СПБ Биржа предложила клиентам альтернативу — обратиться за лицензией самостоятельно. Этот сценарий разблокировки активов гендиректор площадки Евгений Сердюков назвал «наиболее вероятным». Компания подготовила инструкции и шаблоны заявлений, остается только их заполнить, перевести необходимые документы на английский язык, загрузить на сайт американского регулятора и отправить обращение. Казалось бы, больше от инвесторов ничего не потребуется. Но это не совсем так, отмечает соруководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук: «OFAC любит коммуницировать с заявителем, может задать уточняющие вопросы или запросить какие-то дополнительные документы. Например, источник происхождения средств или, если бумаги были переведены от одного депозитария к другому, документы, подтверждающие приобретение бумаг в предыдущем брокере или депозитарии».

Инвесторы пока не спешат подавать индивидуальные заявки, говорят собеседники “Ъ FM”. Дело в том, что в предложенном СПБ Биржей механизме остаются пробелы: например, площадка до сих пор не раскрыла клиентам полную цепочку хранения бумаг. А эти сведения может потребовать Минфин США. Юристы отмечают, что поначалу заявители в любом случае получат отказы. Однако если обращений будет много, шансы на успех возрастут, полагает партнер BGP Letigation Сергей Гландин:

«У американского Минфина есть очень хороший инструмент — это ответы на часто задаваемые вопросы. Как правило, такой ответ формируется, если ведомство получает три и больше однотипных запросов.

То есть СПБ Биржа, видимо, хочет нарастить максимальное давление, чтобы OFAC издало генеральную лицензию, по которой частные несанкционные инвесторы могли каким-то образом разблокировать свои активы».

Как бы там ни было, инвесторам и самой СПБ Бирже предстоит еще долго взаимодействовать с американскими властями. В частности, нужно согласовать с ними конкретную схему разблокировки бумаг. Предыдущие контакты успехом не увенчались: площадка вроде бы договорилась вывести свой депозитарий из-под санкций, но ограничения в итоге только ужесточились.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента