Электротранспорт: революция в автомобильной индустрии
Эксперты экосистемы электромобильности России обсудили вопросы отрасли в Ижевске
В Удмуртии формируется собственная экосистема электромобильности. Владельцев электрокаров становится все больше, а потому растут потребности в зарядной инфраструктуре. В 2024 году в регионе будет реализован пилотный проект по обустройству новых зарядных станций. Параллельно в республике запускается производство зарядных станций и необходимых для них компонентов, а также электрокаров. Перспективы развития электротранспорта в Удмуртии и в России, обсудили в рамках круглого стола «Экосистема электромобильности в Удмуртии. Реальность и перспективы развития. Опыт регионов», организованного в рамках Второго всероссийского форума «ЭлектроФест18» сообществом электромобилистов «Электродвижение Удмуртии».
Событие прошло при поддержке администрации главы и правительства Удмуртской Республики, администрации Ижевска. Ряд круглых столов организован при участии издания «Коммерсантъ-Удмуртия». Их посетили представители власти и бизнеса, производители коммерческого транспорта на электротяге, зарядных станций из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Казани, Зеленодольска, Ижевска, Сарапула.
В регионе уже порядка 40 зарядных станций, а благодаря пилотному проекту в 2024 году будут оборудованы еще 40. География включает не только города, но и крупные райцентры. Уже сейчас владельцы электрокаров могут без проблем добраться до Перми или Казани. Места для зарядки появляются как в жилых кварталах, так и в торговых центрах и гостиницах, а также на трассах.
Как мера государственной поддержки для водителей электромобилей отменен транспортный налог, организованы бесплатные парковки. Республика лоббирует введение дополнительных мер, стимулирующих граждан приобретать отечественные электромобили. Заинтересованность есть в том числе из-за того, что уже в третьем квартале 2024 года на автозаводе «Лада Ижевск» стартует серийное производство электрической версии Lada Largus.
При этом развитие экосистемы в Удмуртии касается не только инфраструктуры и самого транспорта, но и зарядных станций. Их производство запускается в Сарапуле. А в Глазове построят завод по производству редкоземельных магнитов, используемых в том числе для электротранспорта.
Эксперты в ходе круглого стола ответили на самые актуальные вопросы.
Что входит в понятие экосистемы электромобильности? Как она развивается в России и Удмуртии?
Максим Политов, директор по стратегическому развитию Корпорации ПСС (производитель зарядных станций, Пермь): «Для меня это некая экосистема, которую мы увидим в полноценной работе, думаю лет через пять, когда электротранспорт войдет в нашу жизнь в обязательном порядке, то есть будут электротакси, частные электроавтомобили, электросуда, дроны-доставщики, возможно, какие-то летательные аппараты, и примерно процентов на 30 все это заместит технику с двигателями внутреннего сгорания. Важная часть экосистемы — формирование культуры использование такой техники в обществе».
Дмитрий Матвиевский, генеральный директор ООО «АйТи Чардж» (производитель систем управления зарядными станциями, Москва): «Электромобильность — это уже не то, что наступает на пятки, мы уже в ней. В Удмуртии "АйТи Чардж" давно, уже 3 года, работает как оператор зарядных станций. Их наличие в регионе — важный аспект развития электромобильности. В Удмуртии уже появилось несколько новых ультра-быстрых станций, кроме многих быстрых и медленных, установленных ранее. С точки зрения внутреннего пользования и проходящего через Ижевск и Удмуртию трафика, стало комфортно перемещаться на электромобиле в этой части России. У каждого региона свой путь развития зарядной инфраструктуры. И Удмуртия в этом ключе показывает свой хороший и уникальный опыт в этом аспекте. Рады быть частью этого процесса».
Петр Фомин, председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по общественной безопасности: «Удмуртию не зря выбрали для реализации проекта по установке быстрых зарядных станций, так как наша республика — законодатель в части применения и управления электродвигателями. Сарапульский электрогенераторный завод уже многие годы выпускает электротележки. Регион стал одним из главных поставщиков беспилотной авиации для силовых структур, гражданской промышленности и служб. Говоря про экосистему электромобильности, мы должны понять, что создав, надо суметь правильно утилизировать. Этот вопрос в отрасли один из самых главных. Вместе с "Росатомом" сейчас создается предприятие уникальное по утилизации».
Виктор Лашкарев, министр промышленности и торговли Удмуртии: «В этом году в Удмуртии мы планируем ввести в эксплуатацию 40 быстрых электрозарядных станций в рамках реализации инициативы социально-экономического развития "Электроавтомобиль и водородный автомобиль". На реализацию этого мероприятия в Удмуртской Республике предусмотрено бюджетное финансирование в размере 110,4 млн руб. Субсидии будут направлены на возмещение инвесторам части затрат при строительстве быстрых электрозарядных станций: 60% от фактически понесенных расходов на закупку оборудования объекта зарядной инфраструктуры, но не более 1,86 млн. рублей. А также 30% от фактических затрат на технологическое присоединение к электросетям, но не более 0,9 млн руб. на один объект. Также на третий квартал текущего года запланирован запуск производства LADA Largus с электрическим двигателем. Еще одна немаловажная деятельность, которая связана с электромобильностью, с государственным взглядом на эту проблему, — это субсидирование конечного покупателя и лизинговых покупок. Это хорошо для потребителя, но мы предлагаем увязывать эту господдержку с локализацией производства транспорта на электротяге. Этот вопрос проработан на уровне комитета Совета федерации по экономической политике. Также данный вопрос изложен главой Удмуртии Александром Бречаловым в письмах, направленных в адрес Минэнерго России и Минпромторг России».
Александр Сергеев, директор по развитию компании «Верно-групп»: «Экосистема электромобильности действительно есть и развивается, но пока нет общей синхронизации структур. Например, в стране электроструктуру продвигают, есть нацпроекты по этому поводу и одновременно цены на электричество поднимают. В цепочке установки зарядных станций также есть проблема в синхронизации с госорганами и другими инстанциями. Например, за два года мы переработали огромную массу документов для того, чтобы установить станции в Удмуртии. И только сейчас завершаем подготовительный документальный этап и начнем интегрировать быстрые зарядки по региону».
Какие электромобили производятся в России и какие планируются к производству?
Андрей Орлов, представитель сообщества электромобилистов «Электродвижение Удмуртии»: «В настоящее время на территории России, по аналогии с китайскими производителями, выпущены несколько моделей электромобилей. Сейчас самая ожидаемая из запланированных к производству модель eLargus. Это хороший автомобиль для коммерции, для доставки, идеально будет для такси. Еще есть очень хороший проект Atom — это машина полностью разработанная в России».
Тренды среди электромобилей: какие пользуются спросом в Удмуртии и как обстоят дела с объемом покупок?
Руслан Магеррамов, региональный директор лизинговой компании CARCADE: «Доля закупок электрокаров в сегменте легковых автомобилей внутри наших продаж в 2023 году составила 0,8%, за первый квартал 2024 года — 31%. Динамика плюс 300%. Этому способствует поддержка Министерства промышленности и торговли РФ, а также оказывается существенная помощь от самого производителя в виде скидок. Если мы говорим о поддержке Минпромторга, то субсидирование при приобретении в лизинг составляет до 25% от стоимости автомобиля. То есть, по факту, тем самым компенсируется удорожание данного автомобиля при приобретении в лизинг».
В Удмуртии в Глазове в ближайшие годы будет построен завод по производству редкоземельных металлов, чем он будет заниматься и какое отношение имеет к электромобильной отрасли?
Максим Гончаров, руководитель направления «РЗМ» ООО «Русатом Металлтех» (компания-интегратор Топливного дивизиона Росатома по направлению «Металлургия»): «Отмечу, что Росатом активно участвует в создании именно экосистемы электромобильности, ориентируясь на локализацию производства в России. Росатом — это топливо (электричество) для электромобилей, проект по утилизации батарей, проект электрокаров Atom, которые в ближайшем будущем будут полностью производиться из российских комплектующих. А еще, Росатом — это завод по производству постоянных редкоземельных магнитов, которые используются в роторе электромобилей. Данный проект, в контуре Росатома, реализует компания "Русатом МеталлТех". Постоянные редкоземельные магниты также применяются в ветроэнергетике, электронике, робототехнике. Мы будем строить завод мощностью одна тысяча тонн магнитов в год, с перспективой увеличения до трех тысяч тонн. Запуск завода планируется в 2027 году в Глазове, где расположено основное металлургическое предприятие всего Росатома — Чепецкий механический завод. Завод по крупнотоннажному производству постоянных редкоземельных магнитов — это первое подобное предприятие в России и очень большой шаг для всей российской промышленности».
Какие зарядные станции производятся в Удмуртии и где устанавливаются?
Александр Бадриев, исполнительный директор ООО «Национальные зарядные системы» (Сарапул): «В Сарапуле достраивается технопарк "ИКСЭл-Сарапул" общей площадью 17 тыс. кв. м, где "Национальные зарядные системы" будет масштабировать производство зарядных станций. Предприятие займет 1,5 тыс. кв. м. НЗС производит быстрые и медленные зарядные станции и на сегодняшний день готов выпускать 3 тыс. медленных зарядных станций и 330 быстрых в год. В будущем, за счет оптимизации процессов, производственная мощность будет увеличена до 10 тыс. медленных и 1 тыс. быстрых зарядных станций в год. Первые электрозарядки уже установлены в Ижевске: за домом правительства, возле зоопарка и у курорта Нечкино. Также "Национальные зарядные системы" начали серийный выпуск нового продукта — зарядных станций для крытых паркингов. Это встраиваемое в стену устройство с местом для размещения счетчика электроэнергии и нишей для хранения зарядного коннектора под замком. Прибор может быть установлен как в гараже, так и в паркинге жилого дома или торгового центра. Технология производства запатентована и не имеет аналогов в России».
Что могут предложить производители зарядных станций России?
Сергей Катков, руководитель направления ЭЗС компании «Парус-Электро» (Москва): «Мы являемся одним из лидеров рынка производства зарядных станций. Количество быстрых станций составляет уже более 1 тыс. по всей России, от Калининграда до Сахалина. Те компетенции, которых мы достигли за последние 15 лет работы в силовой электронике, мы воплотили непосредственно в зарядных станциях. Также мы имеем собственную сервисную структуру, в формате онлайн поддержки 24/7».
Марат Нургалиев, коммерческий директор компании «Энергоинновации» (Зеленодольск, Татарстан): «Компания E-PROM — один из крупных российских производителей зарядных станций для электротранспорта. Более 500 станций нами уже установлено в более чем 30 регионах России. Мы изготавливаем три основные группы зарядных станций: медленные и быстрые, которые используются для заряда электромобилей, а также ультрабыстрые для заряда общественного электротранспорта. Ультрабыстрые станции мощностью от 300 кВт — одно из наших перспективных направлений. Это оборудование применяется для заряда электробусов. Важно, что станции "УБЗС E-PROM 300" могут питаться не только от сети переменного тока, как все остальные быстрые зарядные станции, но и от сети постоянного тока. Это дает возможность их подключения к существующей электросетевой инфраструктуре (тяговым подстанциям), которые используются для электропитания трамваев и троллейбусов. То есть в таком случае не обязательно строить новые трансформаторные подстанции для организации в городах парков электробусов».
В наладке и работе зарядных станций существуют и проблемы. Какие есть пути решения?
Максим Политов, директор по стратегическому развитию Корпорации ПСС: «Большая часть сбоев возникающих в работе с зарядными станциями устраняется в режиме онлайн, через службу поддержки. Для проблем возникающих в процессе эксплуатации оперативно разрабатываются дополнительные решения».
Какие форматы инвестирования в электромобильной отрасли существуют?
Евгения Герасимова, руководитель по продуктам компании РUNKT E, Москва (сеть зарядных станций в России): «Мы провели внутренний аудит рынка Удмуртии и выяснили, что у местного бизнеса есть позитивное отношение к возможности инвестировать в зарядную инфраструктуру. Треть зарядных станций сети PUNKT E построены совместно с другими инвесторами. Поэтому мы предлагаем потенциальным партнерам инвестировать в зарядные станции по своей франшизе. В инфраструктуру для электромобилей выгодно вкладываться торговым центрам, автосалонам и автосервисам, владельцам кафе и ресторанов. Для них зарядные станции будут как приносить прибыль, так и приводить новых клиентов, а значит гарантировать дополнительный доход основному бизнесу. Для гостиниц и бизнес-центров зарядки — это дополнительный сервис для удобной заправки электромобиля в течение суток».
На территории отеля Cosmos также есть зарядная станция. Почему вы ее решили установить, пользуется ли она спросом?
Вероника Кононова, генеральный менеджер Cosmos Izhevsk Hotel: «Мы были первым отелем в Удмуртии, на территории которого в 2016 году была установлена зарядная станция. Тогда это было в диковинку, а каждая зарядка автомобиля — событием. Сейчас гости приезжают, заряжают свои электрокары. Это помогает повысить лояльность гостей, уровень комфорта и сервиса. Наличие зарядных станций в данный момент является нашим сетевым трендом».
Медленную или быструю зарядную инфраструктуру развивать в Удмуртии, России?
Андрей Боровиков, руководитель сообщества электромобилистов «Электродвижение Удмуртии»: «Нет унификации или какого-то стандарта для определения объема типов используемых зарядных станций. Касательно медленной зарядной инфраструктуры, президентом России дано поручение разработать проект по субсидированию до конца июня 2024 года. Это немаловажный фактор в оценке направления развития зарядной инфраструктуры».
Подробности о событии читайте в группе форума во «ВКонтакте».