Российские бренды расцвели

На ПМЭФ обсудили развитие отечественной косметики и парфюмерии

На форуме малого и среднего предпринимательства в рамках Петербургского международного экономического форума прошла панель «Национальные косметические бренды: от импортозамещения к международной экспансии». «Коммерсантъ Стиль» выясняет подробности.

Фото: Сергей Семенов

В Санкт-Петербурге вчера состоялась сессия, посвященная развитию парфюмерно-косметической отрасли в России. В ней приняли участие Роман Генкель, вице-президент по развитию нефинансовых продуктов, региональной и зарубежной сети и партнерской политике (Российский экспортный центр), Сергей Кирш, учредитель, генеральный директор компании «Гельтек», Юлия Михалева, заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество), Наталья Шик, генеральный директор Shik, Михаил Юрин, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Анна Дычева-Смирнова

Обсуждать было что — после ухода иностранных компаний российские бренды получили пространство и новые возможности для развития. За последние два года отечественная парфюмерно-косметическая отрасль совершила качественный скачок в своем развитии, что подтверждается не только экономическими показателями, но и ростом положительного отношения потребителей. Согласно данным Роскачества, 73% российских потребителей положительно относятся к отечественным брендам косметики. 50% потребителей отмечают, что указание на отечественное производство повышает желание приобрести товар в категории средств по уходу за собой и косметики.

География центров сосредоточения предприятий индустрии красоты сейчас такова: 52% предприятий расположены в Москве и Московской области, 23% в Санкт-Петербурге и на северо-западе страны, остальные примерно поровну — в Южном и Сибирском регионах. По словам Анны Дычевой-Смирновой, сейчас очень активно развивается производство духов и туалетной воды. «+21% по сравнению с прошлым годом. Макияж для губ и глаз +32% Средства для ухода за волосами +50%, средства для ухода за кожей +15%, шампуни и лаки для волос +25%»,— говорит она.

В части продвижения и осведомленности российские бренды зачастую уступают зарубежным производителям: развитие маркетинговой составляющей, построение сильных брендов, сторителлинг являются важными для отрасли. Анна Дычева-Смирнова отмечает, что основными задачами являются повышение уровня доверия к отечественным брендам — инвестиции в маркетинг, работа с потребителем, эффективная обратная связь и открытость коммуникаций.

По словам Анны Дычевой-Смирновой, за последний год отрасль совершила огромный рывок в плане наращивания производства и появления новых игроков на рынке. Выросла лояльность. Более 70% потребителей положительно относятся к отечественным брендам, а для 50% маркировка «сделано в России» является серьезной мотивацией к покупке. «Многое делается государством, чтобы поддержать отечественных производителей в плане наличия российской сырьевой базы. В 2023 году уже запущено локальное производство пяти сырьевых компонентов, в 2025–2027 годах должны выйти еще семь. В Удмуртии запустили производство стеклянных флаконов для парфюмерии, качество которых сравнимо с европейскими»,— рассказывает Анна Дычева-Смирнова.

Расширение экспортных возможностей также входит в список приоритетных задач. Сообщается, что экспортные поставки уменьшились в 2023 году прежде всего за счет сокращения поставок в недружественные страны. Традиционно в топ стран по экспорту входят страны СНГ: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения. В 2023 году в топ-10 стран экспорта нашей косметики вошли Монголия и Туркменистан. Самыми популярными экспортными категориями являются шампуни, туалетное мыло, дезодоранты и средства для волос (эта тенденция сохраняется последние четыре года). На экспорт работают, в частности, бренды компании Natura Siberica — их можно увидеть не только в специализированных магазинах, но и в Duty free. Следующим витком развития станет расширения экспорта.

Роман Генкель

Одной из стратегий продвижения на иностранные рынки может стать экспансия по корейскому образцу. Такой подход поможет транслировать российские культурные коды, как на уровне искусства и гастрономии, так и на уровне образа жизни и идеалов красоты, которые могут быть поддержаны российским бизнесом.

Несмотря на то что доля иностранной продукции на российском рынке все еще высока, эксперты уверены, что расширять сферы влияния необходимо. «Чем позже мы выйдем на новые зарубежные рынки, тем сложнее будет зайти туда. Мы должны там закрепляться уже сейчас»,— заявил Роман Генкель.

Главная мысль, которую поддержали все спикеры,— предпринимателям необходимо объединяться с государственными структурами и пользоваться господдержкой, как во время движений на экспорт, так и для роста внутри страны. «У нас действует около 1000 мер поддержки, которыми может воспользоваться бизнес. Мало кто знает их все, но пользоваться ими или нет — это вопрос вашей успешности»,— уверен Роман Генкель. Еще одним важным шагом к продвижению на зарубежные рынки, по мнению экспертов, могут стать сертификации. Для этого Роскачество внедряет ГОСТ зеленой косметики и расширяет действие международных сертификатов «халяль», что облегчит выход на рынки стран Ближнего Востока.

Вся лента