«Сегмент среднего и малого бизнеса демонстрирует высокую активность»
Член правления ВТБ Руслан Еременко — в интервью “Ъ FM”
Как малый и средний бизнес справляется с давлением санкций? Помогают ли при этом госпрограммы? И какую роль здесь играет кредитование? Эти и другие вопросы экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов обсудил с членом правления ВТБ Русланом Еременко на ПМЭФ.
— Первый вопрос, конечно, связан с общей ситуации. Условия у нас непростые, все это знают — беспрецедентные санкции, очень серьезное давление на средний и малый бизнес. С вашей точки зрения, как проходит этот период малый и средний бизнес? Какую роль он сейчас играет?
— Действительно, последние несколько лет были весьма непростыми для всей экономики, но мне кажется, что бизнес уже адаптировался, и мы в хорошем смысле стали привыкать к этой ситуации. Конечно, сюда можно отнести и санкции, и необходимость перестройки экономики, и переориентации на внутренние ресурсы, достаточно большие кадровые проблемы. Но при этом бизнес и финансовая система успешно проходят эти испытания, поэтому настроение у бизнеса сегодня достаточно позитивное и конструктивное. Более того, ситуация дала новый стимул развитию нашей экономики и рынку. Это подтверждает рост кредитного портфеля банковской системы, и банк ВТБ не исключение. Сегодня сегмент среднего и малого бизнеса стремится занять места в освободившихся нишах. Он достаточно стабильно работает, демонстрирует высокую активность, в том числе кредитную и инвестиционную.
— Какую роль играют госпрограммы для среднего и малого бизнеса в текущих условиях?
— Сохраняется достаточно высокий уровень ключевой ставки, и, конечно же, госпрограммы продолжают при этом играть важную роль в динамике кредитования. Они как раз позволяют получить финансирование на льготных условиях даже небольшим, начинающим предпринимателям сегмента СМБ, да и во всех отраслях экономики. Доля таких программ в кредитном портфеле ВТБ в сегменте СМБ достигает сегодня 20%, это достаточно весомая цифра. На 1 мая текущего года число действующих кредитных соглашений ВТБ с клиентами среднего и малого бизнеса по программам господдержки составило более 10 тыс., а общая сумма действующих соглашений превысила 937 млрд руб. Если посмотреть на общий портфель СМБ-сегмента в банке ВТБ, то это более 3 трлн руб., тоже весьма существенная цифра.
— Продолжая кредитную тему, можно в принципе подвести некоторые итоги? Какой была динамика кредитования в первой половине года?
— При всех сложностях в 2023 году рынок кредитования СМБ продемонстрировал рост где-то на 20% и даже больше. В текущем году мы отмечаем точно такую же положительную динамику. За четыре месяца объем заключенных с представителями СМБ сделок вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И кредитный портфель банка увеличился более чем на 40%. По состоянию на 1 мая кредитный портфель группы ВТБ в сегменте СМБ превышал 3,2 трлн руб. На наш взгляд, это тренд сохранится, и мы увидим дальнейший рост, причем как по объему финансирования, так и по числу заемщиков. С чем это связано? Активность СМБ не падает, развивается внутреннее производство, растет рынок.
— За последние пять лет были сложные периоды, связанные с пандемией, геополитикой, санкциями. И понятно, что предпочтения бизнеса меняются. Насколько изменился формат обслуживания, запросы малого и среднего бизнеса? Нужны ли им филиалы, планируете ли вы в связи с этим расширять филиальную сеть для СМБ? Или обслуживание в основном проходит онлайн?
— За предыдущие годы команда блока СМБ банка ВТБ сделала очень многое. Вся эта работа была направлена именно на качественное изменение продуктов и сервисов, подходов в продажах, в обслуживании, причем как в филиальной сети, так и в дистанционных каналах. Сегодня массовый сегмент СМБ среди прочего отличает многозадачность, постоянное стремление повысить скорость работы, безопасность во всех точках касания с банком. И запрос предпринимателя уже ничем не отличается от запроса компании среднего бизнеса. Поэтому в последние годы мы активно инвестировали в развитие омниканального сервиса, тем самым мы обеспечили стопроцентную доступность стандартных продуктов онлайн. То есть любой наш клиент может сегодня выбрать для себя работу с физической сетью, то есть прийти в офис нашего банка, либо получить все эти услуги и продукты онлайн.
Кроме того, сейчас у нас широкая и гибкая продуктовая линейка и экосистема небанковских сервисов, которые помогают вести бизнес. При этом мы точно знаем, что есть категории клиентов, которым по-прежнему привычнее обратиться в офис банка, пообщаться с его представителями, или, к примеру, им требуется не стандартный продукт, а помощь в реализации какой-то сложной сделки, проекта, где нужны консультации специалиста. И сегодня сеть отделений банка ВТБ составляет порядка 1,3 тыс. точек продаж в 79 субъектах нашей страны. Обслуживание юридических лиц и предпринимателей есть в каждой второй точке продаж в 77 субъектах. В этом году мы откроем дополнительно 11 новых офисов, где будет модуль СМБ. Мы планируем расширить доступность банковского обслуживания на все регионы России и города с населением от 50 тыс. человек. Согласно нашей стратегии развития, в 2026 году банк будет присутствовать в 100% субъектов Российской Федерации, а их 89, и число точек продаж достигнет 1,8 тыс.
Также существенное укрепление нашей инфраструктуры для клиентов происходит в рамках интеграции с банком «Открытие». Под единым брендом мы объединим порядка 250 офисов, и еще 250 офисов планируем открыть в рамках развития собственной сети.
— Конечно, объединение с «Открытием» — это масштабная операция, я бы даже сказал, невиданная в российской истории. На какой стадии сейчас находится процесс? И как вы в целом его оцениваете?
— Действительно, в истории банка ВТБ было достаточно много присоединений и интеграций, но, конечно же, объединение с «Открытием» — это наш крупнейший проект на данный момент. Интеграция двух таких крупных игроков на финансовом рынке — это многоэтапный процесс. Сегодня он находится в самой активной фазе. Объединенная команда обоих банков прилагает максимальные усилия, чтобы этот процесс был удобен для всех клиентов, кто обслуживался в «Открытии» и переходит в ВТБ. Что касается сегмента СМБ, мы планируем его завершить в этом году. В прошлом году мы уже запустили бизнес-платформу ВТБ — это как раз новая цифровая экосистема для всех клиентов СМБ. В ней мы представили более 80 лучших продуктов и сервисов обоих банков, то есть взяли все самое лучшее из «Открытия», присоединили к этому возможности ВТБ, создали новые продуктовые предложения, объединили все на одной платформе.
Безусловно, отдельное внимание в этом проекте мы уделяем кредитующимся клиентам. Ряд сделок будем цессировать ВТБ в текущем году в третьем квартале, но в основном интеграция идет через коммерческий перевод клиентов. И значительному количеству клиентов банка «Открытие» мы уже провели рефинансирование на руке ВТБ. Хочу особо отметить, что при рефинансировании в ряде случаев происходит не просто технический перевод клиента из банка в банк. Мы также увеличиваем суммы лимитов, сроки кредитования, меняем иные условия на руке ВТБ уже с учетом меняющихся потребностей клиентов банка «Открытие». В целом могу сказать, что клиенты довольны, а это, конечно, самая главная наша цель в работе. А те, кто ведет международный бизнес, получат доступ к расчетным возможностям сети заграничных филиалов и банков группы ВТБ и многое другое.