Обновлено 16:01

«Ozon Банк — это самостоятельный бизнес»

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков — в интервью “Ъ FM”

Как маркетплейсам развивать собственный банковские сервисы? Следует ли установить повышенный контроль за ними? И насколько конкуренция в этом сегменте выгодна покупателям? Эти и другие вопросы в ходе Петербургского экономического форума корреспондент “Ъ FM” Илья Сизов обсудил с управляющим директором Ozon Сергеем Беляковым.

Фото: Пресс-служба Ozon

— Сейчас, наверное, у каждого маркетплейса есть собственный банковский сервис. На ваш взгляд, финансовый сервис — это необходимость или скорее какая-то дополнительная функция для клиентов?

— Не только у маркетплейсов есть банковский финансовый сервис, но есть и банки, у которых есть маркетплейсы, поэтому такое объединение разных видов деятельности — это не необходимость, а уже состоявшаяся реальность. Для нас Ozon Банк — это не какой-то комплементарный продукт по отношению к маркетплейсу, а самостоятельный бизнес, и он уже развивает традиционные банковские продукты. В этом году мы планируем запустить, например, премиальный банкинг и страховые продукты.

— Как вы относитесь к разговорам о том, что за банками маркетплейсов должен быть повышенный контроль?

— Честно говоря, с одной стороны, они меня удивляют, а с другой, радуют. Удивляют потому, что Ozon Банк — это кредитная организация, осуществляющая лицензируемый вид деятельности. Мы получили лицензию Банка России, то есть была проверка на этапе предоставления нам доступа к рынку банковских услуг. Мы кредитная организация, которая испытывает на себе все регуляторное воздействие ЦБ, поэтому нас ничто не отличает от других банков. А радуют, потому что если о нас стали говорить, а это очень хорошая реклама качества работы, потому что мы становимся заметными, значит, наше присутствие на рынке порождает конкуренцию, а конкуренция — это хорошо.

— Идея в том, чтобы банки маркетплейсов регулировали жестче, чем банки не маркетплейсов?

— Есть банки, организации финансового рынка, которые осуществляют очень чувствительный вид деятельности, и именно поэтому за финансовой устойчивостью пристально следит регулятор. Действующее регулирование обеспечивает и развитие кредитных организаций, и качество услуг, и безопасность вкладчиков. Ozon Банк — это кредитная организация, находящаяся под таким же жестким регулированием. Поэтому, на мой взгляд, нет необходимости говорить о каком-то разном регулировании, более жестком для маркетплейсов.

— О каком именно регулировании тогда может идти речь?

— Это очень похоже на дискуссию вокруг маркетплейсов как модели бизнеса. Вот появилось что-то новое, что начинает завоевывать сердца и умы большого количества граждан. А те бизнесы, которые развивались давно и которые очень эффективные, качественные, в том числе банки, видят этот внезапный очень быстрый рост новых игроков. Им кажется, что этот рост обеспечен каким-то регуляторным арбитражом, сложившимся не в их пользу. Но это не так, поскольку, повторюсь, мы получили лицензию и ежедневно находимся под контролем регулятора. То же самое, кстати, и с маркетплейсами. Чего хотят те, кто высказывает подобные идеи? Я надеюсь, пообсуждать феномен этого роста. Но и в банковском бизнесе, и с точки зрения регулирования модели маркетплейса регулятор отдает себе отчет, безопасен рост или небезопасен, достаточно ли сейчас требований законодательства или недостаточно. Поэтому мне сложно ответить за другие банки, чего они хотят. Но, на наш взгляд, никакого арбитража или искусственных преференций, которыми мы пользуемся, нет.

— Но при этом в СМИ появляются публикации о том, что злоумышленники используют электронные кошельки Ozon. Что вы делаете, чтобы с этим бороться?

— Вообще, тема фрода, мошенничества универсальная и касается любой организации, которая оказывает финансовые услуги, потому что это доступ к деньгам гражданина. Эта проблема была актуальна задолго до появления и Ozon Банка и банков других маркетплейсов. А это значит, что она не связана с какой-то конкретной финансовой организацией.

Здесь важно помнить, что эффективность борьбы с фродом оценивается не числом таких объявлений, а способностью банка противостоять мошенникам и любым незаконным финансовым операциям. Мы успешно справляемся с этой задачей.

Наверное, каждый из нас на собственном опыте знает, как пытаются получить доступ к деньгам, которые размещены на счете любого банка. И все банки вкладывают огромные средства и интеллектуальные ресурсы, и создают специальные инструменты IT-защиты и не только, чтобы бороться с фродом. И мы не исключение, мы много инвестируем в это.

Поэтому с универсальной проблемой нужно бороться совместными усилиями. И Банк России уделяет этому много внимания, и для нас это такие же риски, как для наших коллег-конкурентов. Поэтому мы точно так же активн6о боремся с мошенниками. Но рост клиентской базы говорит о том, что мы справляемся с задачей.

Вся лента