От аперитива до контрацептива
Почему вендинговые автоматы не прижились в подъездах
Пандемия коронавируса серьезно поменяла формат потребления: онлайн-покупки стали более доступны, а географическая близость к покупателю оказывалась на руку отраслям торговли. Но по итогу не все нововведения того периода прижились. Вендинговый бизнес, делавший в 2020 году ставку на развитие в жилых комплексах, так и не получил в этом сегменте массового распространения. В причинах неудачи вендоров при попытке занять новую нишу разбирался "Ъ-Дом".
По итогам первого квартала 2024 года число российских предпринимателей, занятых вендинговым бизнесом (автоматизированная торговля через аппараты), достигло 13 тыс., подсчитали аналитики «Точки». По сравнению с началом 2023 года показатель вырос на 44%, а с мартом 2021 года — в 3,5 раза. Обороты таких предпринимателей также выросли почти в два раза, до 199 тыс. руб. в месяц, уточнили аналитики.
Вендинговый бизнес расширяет сети автоматов в новых локациях: офисные центры, университеты, транспортные узлы, спортивные комплексы и даже медицинские учреждения, уточнили в «Точке». Кроме того, продолжают там, вендоры постоянно расширяют свой ассортимент и предлагают покупателям не только традиционные напитки и закуски, но и здоровые продукты, завтраки, свежие салаты, супы и даже готовые блюда. Это позволяет привлечь большую аудиторию и увеличить обороты.
Все самое нужное в подъезде
Несколько лет назад вендоры решили развиваться не только за счет установки аппаратов в местах большого скопления людей, но и в менее проходных локациях — в подъездах многоквартирных домов. Такая идея в Москве появилась в апреле 2020 года, во время самоизоляции, говорит президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) и президент ГК Uvenco Борис Белоцерковский. К примеру, первый вендинг продуктовой сети «Вкусвилл» заработал в жилом доме в Санкт-Петербурге в 2020 году, а позже они стали запускаться в Москве, вспоминают в компании. Там тестировали разные позиции в ассортименте: молочные продукты, хлеб, готовые блюда, бакалею, детское питание. По просьбам жильцов добавляли актуальные товары категории нон-фуд, например антисептики и презервативы, уточняют в сети.
Аналогичные планы разрабатывали многие вендинговые компании. В мае 2020 года НААТ и Союз операторов торговых автоматов направили письмо в департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, в котором была обозначена готовность при необходимости установить до 20 тыс. автоматов до конца 2020 года.
С середины апреля 2020-го Uvenco получила более 100 заявок в Москве и Санкт-Петербурге от жителей домов и коттеджных поселков, рассказывает господин Белоцерковский. В апреле — начале мая компания установила более 20 автоматов — как классические вендинговые с товарами длительного хранения, так и микромаркеты с готовой кулинарией. «Вкусвилл» установил 15 вендинговых аппаратов в жилых домах.
Такое решение могло спасти вендинговый бизнес. Торговля через автоматы была включена в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, напоминает господин Белоцерковский. Традиционно аппараты устанавливаются в местах с высокой проходимостью: аэропорты, вокзалы, оживленные перекрестки и переходы, торговые, спортивные и развлекательные центры, офисы, которые были закрыты, из-за чего оборот в сегменте упал на 70–80%, уточняет он.
Сложности с доступом
Но в итоге должного развития вендинговый бизнес в жилых домах не получил. Сейчас у Uvenco и «Вкусвилла» осталось по одному работающему автомату в многоквартирных домах, уточнили операторы. Развившийся в пандемию сервис онлайн-покупок и доставки из ближайшего сетевого супермаркета продуктов и напитков резко снизил привлекательность вендинговых автоматов с ограниченным набором продуктов с длительными сроками хранения, сделав их менее востребованными, говорит Никита Чулочников, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость.
Поскольку пользоваться вендинговым аппаратом могут только жильцы подъезда, это очень минимизирует потенциальный трафик, поясняет директор по продажам «Мангазеи» Федор Ушаков. Небольшое количество людей не позволяет окупить аренду автомата, его обслуживание и получить прибыль, добавляет он. Рентабельность автомата в подъезде многоквартирного жилого дома практически в четыре раза ниже, чем у автомата на вокзале или в общественной зоне крупного бизнес-центра, подтверждает Борис Белоцерковский. По его словам, оборот автоматов в подъездах не превышал 20–30 тыс. руб. в месяц, в то время как в аэропорту он достигает 200–300 тыс. руб., а в крупном торгцентре — 50–100 тыс. руб.
Для обеспечения минимальной рентабельности аппарата речь должна идти о доме с числом жильцов не менее 300, говорит Борис Белоцерковский. Как правило, это многоквартирные дома массового сегмента, в то время как в более высокобюджетных проектах ценится камерность, поясняет гендиректор «Мармакса» Юрий Юров. В домах премиального класса более частой практикой является установка кофемашины: в рамках консьерж-сервиса резидентам варят кофе с собой, добавляет он.
Практически все современные жилые комплексы часть первых нежилых этажей отдают под коммерческие площади, включая магазины в шаговой доступности, напоминает президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Здесь выбор объективно выше, а стоимость товара ниже, поэтому жильцы делают свой выбор в пользу магазинов, отмечает он.
Основные проблемы, с которыми столкнулись вендинговые операторы, вызваны ограничениями жилищного законодательства, говорит гендиректор УК «Управление комфортом» Магомед Рамазанов. Для установки аппарата необходимо решение собрания двух третей собственников помещений в доме, напоминает он. В условиях самоизоляции, особенно в Москве, затруднительно было провести общее собрание жильцов: не все были готовы сделать это дистанционным способом, отмечает Борис Белоцерковский.
Кроме того, требовалось получить согласие органов местного самоуправления, но некоторые чиновники высказывали опасения, что автомат может затруднить проход и снизит пожарную безопасность, говорит господин Белоцерковский. По его словам, согласовать установку должна была и управляющая компания. Но и это оказалось не так просто. Многие девелоперы начали уделять особое внимание местам общего пользования и холлам в жилых комплексах: в проектах появились колясочные, велосипедные, в то время как для вендинговых аппаратов чаще всего не предусмотрена отдельная зона, отмечает руководитель департамента коммерческой недвижимости Whitewill Александр Борисенко. Управляющая компания также должна следить за обслуживанием автоматов, но она зачастую в этом не заинтересована, добавляет Юрий Юров.
Сами жители, для удобства которых и устанавливались точки, оказались недовольны нововведениями. Не всем собственникам оказалось комфортно соседство с вендингом, говорят в сети «Вкусвилл». Наличие такого оборудования предполагает доступ посторонних лиц на территорию дома, а также персонала, который должен регулярно обслуживать аппарат, поясняет Магомед Рамазанов. Поэтому позиция собственников вполне оправданна, полагает эксперт.