Кикшеринг катится под гору

В Нижегородской области вдвое увеличилось количество аварий с электросамокатами

В три раза выросло число пострадавших от аварий на электросамокатах в Нижегородской области. Несмотря на ограничения скорости движения более чем в 100 местах Нижнего Новгорода власти и жители недовольны ситуацией. Депутаты считают, что кикшеринговые компании недостаточно заботятся о безопасности пользователей. Владельцы прокатов настаивают, что блокируют тысячи фейковых аккаунтов, которыми пользуются несовершеннолетние, чтобы арендовать самокаты. По их данным, правила движения нарушает только 1% пользователей. Представители кикшеринговых компаний планируют создать единую базу нарушителей, чтобы навсегда заблокировать им возможность пользоваться прокатными самокатами. Депутаты пообещали «прижать самокатчикам хвост», если проблема травматизма не будет решена.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Сейчас в Нижнем Новгороде эксплуатируется 8 тыс. самокатов трех операторов: у Woosh 4 тыс., у «Юрент» — 2,5 тыс., у «Яндекс.Go» — 1,7 тыс. Нижегородская область по итогам 2023 года замкнула пятерку регионов-лидеров по числу аварий с электросамокатами, рассказал начальник отдела технадзора областного ГАИ Денис Жаров на заседании экспертного совета транспортного комитета законодательного собрания. В 2023 году число ДТП с самокатами выросло вдвое, до 143, общее число пострадавших увеличилось втрое, среди них несовершеннолетних – вчетверо. Наиболее распространенные нарушения самокатчиков — превышение скорости, езда вдвоем, а также выезд на дороги, рассказал господин Жаров.

С начала сезона проката самокатов в 2024 году уже произошло 64 аварии против 20 за тот же период прошлого года. В ДТП пострадали 65 человек. Большинство аварий связано с внезапным появлением самокатов на дороге, слепым выездом с прилегающих территорий и на пешеходные переходы — обязанностью спешиваться пользователи кикшеринга пренебрегают, отметил госавтоинспектор.

Подавляющее большинство аварий совершают подростки, которые с помощью фейковых аккаунтов, обходят возрастные ограничения и арендуют самокаты. Городская автоматическая система видеонаблюдения могла бы фиксировать нарушения, но для этого необходимо обязать компании ставить самокаты на учет и оборудовать их номерами, добавил Денис Жаров. Чтобы это произошло, необходимо изменить федеральное законодательство.

Глава нижегородского центра развития транспортных систем Александр Бачурин добавил, что номерные знаки меньше автомобильных и мотоциклетных и камеры все равно не способны их распознать, как и зафиксировать нарушения ПДД, совершенные на тротуарах. А если нарушение все же будет зафиксировано, передать его сервисам кикшеринга или в ГАИ без регистрации транспортного средства невозможно из-за норм закона о защите персональных данных, добавил господин Бачурин.

Тем временем негативное отношение нижегородцев и властей к самокатчикам растет. Председатель транспортного комитета Владимир Солдатенков со ссылкой на данные центра управления регионом сообщил, что от нижегородцев поступило 1,6 тыс. комментариев, в которых они требуют ввести для пользователей кикшеринга водительские права и ужесточить условия проката. В Нижнем Новгороде уже ограничили скорость движения самокатов до 10-25 км/ч более чем в 100 общественных местах и полностью запретили поездки в кремле, парках «Швейцария», 1 мая и имени Пушкина. На жалобы жителей в мэрии ответили, что приняли исчерпывающие мэры для ограничения передвижения самоходных устройств.

Председатель транспортного комитета городской думы Станислав Прокопович отметил, что соглашения мэрии о развитии кикшеринговых сервисов не несут никакого экономического эффекта для города, а этот бизнес развивается на неподготовленной почве. «Бюджет не получает никаких отчислений, компании просто пользуются городской инфраструктурой и зарабатывают на этом. Необходимо развиваться совместно — стройте тротуары, дорожки для самокатов. Иначе получается, что компании получают деньги, а проблемы должны решать власти», — возмутился Станислав Прокопович.

Директор регионального оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда «Ситикард» Юрий Рябиков предположил, что нарушать правила самокатчиков вынуждают высокие тарифы на поездку, и они стараются сэкономить за счет быстрой езды и передвижения на одном самокате вдвоем или втроем: «Сегодня самокаты дороже такси». Юрий Рябиков полагает, что кикшерингам необходимо пересмотреть тарифную политику. Он также предложил внести изменения в федеральное законодательство и обязать установить систему GPS на прокатные самокаты, а пользователей – регистрироваться через Госуслуги.

Сами операторы кикшеринга лишь отчасти согласны с претензиями властей. Представитель Whoosh Айрат Шайдуков заявил, что у компании «нулевая терпимость» к нарушителям, и в прошедшем году сервис заблокировал 4 тыс. аккаунтов. При этом, по его данным, 99% поездок проходят без нарушений. Его коллеги из «Юрент» и «Яндекс.Go» добавили, что компании сами штрафуют пользователей и планируют создать единую базу нарушителей, чтобы навсегда заблокировать им возможность пользоваться прокатными самокатами. Представители компаний отметили, что готовы сотрудничать с властями и в развитии инфраструктуры.

Депутат Владислав Атмахов пригрозил прокатчикам, что если проблема травматизма не будет решена, законодательное собрание и власти примут меры, чтобы ограничить работу кикшерингов в Нижнем Новгороде. «Если количество обращений будет расти, хотите вы или не хотите, мы будем прижимать вам хвост. Раз вы не хотите участвовать ни в администрировании, ни в улучшении условий, ни в снижении числа жалоб, получите отрицательный эффект», — пообещал депутат Атмахов.

Владимир Зубарев

Вся лента