«Мы создали безопасную среду внутри нашей платформы»
Управляющий партнер по развитию бизнеса «Авито» Иван Гуз — в интервью “Ъ FM”
Какова роль цифровых платформ в жизни современного общества? Как они будут влиять на нас в будущем? И что необходимо для обеспечения безопасности пользователей в интернет-среде? Эти и другие вопросы в ходе Петербургского экономического форума корреспондент “Ъ FM” Илья Сизов обсудил с управляющим партнером по развитию бизнеса «Авито» Иваном Гузом.
— 7 июня «Авито» организует сессию «Добро или зло: Роли цифровых платформ в жизни общества». Почему вы вообще решили поднять эту тему?
— Сейчас есть такой тренд, который наблюдается во всем мире, в том числе в России, что люди все больше времени проводят офлайн. При этом в целом есть большой тренд на цифровизацию различных отраслей экономики, процессов, появляются более удобные сервисы, и люди все больше времени начинают проводить как раз в онлайне. Самый яркий пример — это переход торговли в онлайн, сюда же можно отнести повсеместное распространение маркетплейсов и классифайдов. И другие сферы не отстают.
Кроме того, за последние несколько лет очень большую популярность приобрели мессенджеры, мы с вами стали гораздо больше ими пользоваться. Я недавно смотрел статистику, и в среднем в России человек в сутки четыре часа проводит в онлайне. Причем люди в возрасте 12-24 лет проводят в нем вообще шесть часов. И по мере взросления человек будет все больше и больше времени проводить онлайн. Получается, что люди начинают все больше времени проводить в цифровой среде, к которой никто их особо не готовил, не объясняли, как там себя вести. Поэтому общая задача, в том числе наша как большой социальной платформы, которой десятки миллионов россиян пользуются ежедневно, поговорить об этой проблеме, обсудить, как мы стараемся ее решать.
— На ваш взгляд, какие условия нужно обеспечить, чтобы на цифровых платформах была безопасная среда?
— Давайте я расскажу о нашем подходе. Что делаем мы? Мы обозначили, что есть два контура: то, что происходит внутри «Авито», и это безопасная среда, и то, что происходит вовне, и мы за это не можем отвечать. И мы стараемся делать так, чтобы поведение пользователя, все каналы коммуникации внутри нашей платформы достаточно хорошо нами контролировались. В этом случае мы можем предотвращать различные неблагоприятные ситуации.
Например, вы хотите продать машину и выкладываете свое объявление, размещаете свой номер телефона. И все спамеры вас съедят после этого, потому что все в интернете узнают, что вот есть вы, у вас есть машина, и вы ее продаете, а значит, скоро у вас появится много денег. Эта информация будет очень полезна злоумышленникам. Чтобы эту проблему решить, мы начали как раз с вертикали — объявлений о продаже авто и недвижимости. Мы начали выдавать нашим клиентам бесплатно анонимные номера, чтобы они не светили свои телефоны в интернете. Со временем мы поняли, что это очень востребованная опция, и сейчас для любого объявления, которое вы размещаете на «Авито», мы дадим вам анонимный номер. Сейчас у нас 200 млн активных объявлений, там везде стоят защищенные номера. Таким образом, у вас есть приватность.
Кроме того, есть наш собственный мессенджер. Когда вы через него общаетесь, происходит аналогичная ситуация: никто не знает, кто вы такой, где находитесь, еще какие-то личные данные о вас, но при этом есть мгновенный способ связи с вами. И поскольку мы контролируем эти каналы коммуникации, то можем предотвращать различные нежелательные действия, например, блокировать фишинговые ссылки. Например, если вам кто-нибудь в мессенджере «Авито» пишет, мол, поделись своим номером телефона, пойдем в WhatsApp обо всем договоримся, мы в этот момент можем явно предупредить: не надо делиться ни с кем номером телефона, потому что здесь все безопасно. В нашем мессенджере все есть — голосовые сообщения, видеозвонки. Общайтесь здесь, потому что если что-то не то будет происходить, мы сможем вас предупредить. Если же вы уходите в какой-то другой мессенджер, канал коммуникации, то там уже может быть не очень безопасная среда, и это уже на ваш страх и риск. Поэтому мы стараемся оставлять наших клиентов в этой безопасной среде, которую создали.
— Каким вы видите будущее цифровых платформ, в частности, «Авито»?
— Здесь есть несколько важных трендов. В первую очередь это развитие искусственного интеллекта и в целом уход от классического интерфейса онлайн-платформ, когда мы взаимодействуем с ними с помощью тачскрина, например, выбираем какие-то фильтры, опции и так далее. Я думаю, со временем все интерфейсы будут больше переходить на голосовое управление, когда там будут встроенные ассистенты, которым вы сможете давать задания, и они для вас все будут делать. Опять же, приведу пример с «Авито». Скорее всего, в пределах пяти-десяти лет у всех — и у продавцов, и у покупателей — появятся ассистенты. Как продавец вы сможете поручить своему виртуальному ассистенту взаимодействие со всеми покупателями, чтобы он объяснял какие-то детали и так далее, если вы заняты своими делами и вам неудобно отвечать. А покупатель сможет дать такому ассистенту задачу найти какой-то определенный товар и договориться о просмотре или его покупке. Процесс внедрения такого помощника будет происходить постепенно. Уже сейчас искусственный интеллект начинает помогать, например, когда человек размещает объявление, мы подсказываем ему, что писать, понимая, что реально будет продаваться, на основе того, что было на картинке. И если вы с кем-то переписываетесь, то мы подсказываем, как, вероятнее всего, лучше общаться. Со временем эти подсказки будут переходить больше в режим рекомендаций.