Кадры спорят с демографией
Рынок труда нащупывает перспективы
В ходе первого дня ПМЭФ-2024 представители профильных министерств, бизнеса и системы образования обсудили подходы к решению проблемы нехватки кадров в экономике РФ в условиях, когда безработица в стране в очередной раз обновила исторический минимум — по данным Росстата, в апреле ее уровень составил 2,6%. При этом дефицит труда в РФ видится регулятором долгосрочным, и для решения проблемы менять придется не только кадровые, но и зарплатные политики работодателей. Даже если кадровый дефицит будет преодолен за счет синхронизации потребностей работодателей и системы образования, за которую выступает Минтруд, конкуренцию за работников между компаниями придется поддерживать — без нее не будет роста зарплат, а значит, и предпосылок для решения другой смежной проблемы — повышения рождаемости.
За счет трансформации системы образования можно перенаправить выпускников на российском рынке труда на рабочие места в секторах с наибольшим дефицитом кадров. Это, впрочем, в перспективе усилит конкуренцию работодателей между собой уже не за соискателей, как сейчас, а за контрольные цифры приема в вузы, которые устанавливает правительство. Такие выводы можно было сделать из дискуссий о будущем российского рынка труда, которые сегодня прошли на ПМЭФ.
Тем временем, по данным Росстата, уровень безработицы в очередной раз обновил исторический минимум, опустившись в апреле этого года до 2,6% — рабочие места в стране искали лишь 2 млн человек, из которых 0,8 млн составляли сельские жители.
Правительство исходит из того, что ситуация нехватки сотрудников сохранится в России надолго, заявил в ходе сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» глава Минтруда Антон Котяков.
«По нашим оценкам, к 2030 году потребность в кадрах составит 2,4 млн человек, в основном это специалисты рабочих профессий»,— подчеркнул он.
Поэтому, по словам министра, необходимо максимально эффективно подходить к подготовке тех кадров, которые сегодня требуются экономике. «У нас в последние годы есть расхождение в том, что нужно бизнесу, и в понимании того, кого мы готовим. Соответственно, мы планируем трансформацию профессионального стандарта в двухкомпонентный. Первый компонент будет отвечать за фундаментальные знания, вторая часть будет более маневренная, оперативно меняющаяся, соответствующая тем технологиям, которые используют конкретные предприятия»,— отметил он.
«Основная идеология сегодня — жестким образом связать прогноз рынка труда с формированием контрольных цифр приема как для среднего профессионального образования, так и для высшего»,— пояснил господин Котяков.
Кроме того, он призвал учебные заведения уже сейчас сотрудничать с работодателями — если они четко ориентированы на потребности компаний, то показатель трудоустройства их выпускников достигает 85%, почти вдвое выше среднего. «В рамках федерального проекта "Профессионалитет" мы открыли уже десять железнодорожных кластеров по всей стране. Благодаря этому у нас стопроцентное трудоустройство выпускников этой программы»,— согласился замглавы РЖД Дмитрий Шаханов. Напомним, задача «Профессионалитета» — создание образовательно-производственных центров (кластеров) для интеграции колледжей и компаний-работодателей в приоритетных отраслях экономики.
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов отметил, что сейчас соответствие программ вузов реалиям рынка труда уже можно оценивать не только по уровню трудоустройства, но и по средней зарплате выпускников: «Мы уже можем, имея в своем распоряжении различные базы данных, в рамках профессиональных когорт выявлять те вузы, выпускники которых зарабатывают больше своих коллег, и этим инструментом необходимо пользоваться, чтобы стимулировать у вузов желание развиваться».
Отметим, что предлагаемый Минтрудом подход в теории может «насытить» кадрами наиболее проблемные отрасли экономики, сняв остроту конкуренции работодателей за работников на отраслевых рынках труда, но переведет конкуренцию за рабочие руки в новую плоскость: компании начнут соревноваться в обосновании своей кадровой потребности, чтобы повлиять на контрольные цифры приема.
Поэтому, как говорит научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, бизнесу, чтобы решить проблемы с наймом, придется перестраивать и свой подход к зарплатной политике.
«Вот у нас есть нехватка инженеров, технологов — так, а какие им предлагают зарплаты? В 1,5–2 раза меньше, чем в IT-сфере. И повышать их готовы далеко не все — не всегда на это идут даже те компании, где расходы на ФОТ ниже четверти».
Конкуренция компаний за сотрудников за счет зарплат может оказаться одним из важных условий достижения правительством целей в смежной сфере — повышении коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году. Это достаточно амбициозная цель, но примеры в новейшей истории известны, говорит проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова. «В странах, где это произошло, экономика выстраивается так, что медианная зарплата позволяет обеспечить нормальный уровень жизни работнику и хотя бы одному ребенку. Но если ставится цель по увеличению числа многодетных семей, то двух медианных зарплат должно хватать для обеспечения и воспитания трех детей»,— говорит эксперт.