Глубина отрицания
Участники ПМЭФ обсудили духовные и идеологические аспекты многополярности
Хотя Петербургский международный экономический форум имеет статус площадки, ориентированной прежде всего на людей, задействованных в экономике, без обсуждения политических и идеологических вопросов она в последние годы не проходит. Не стал исключением и нынешний ПМЭФ. 6 июня на его полях обсуждалась, в частности, роль христианских ценностей в экономике и философии многополярного мира.
Панельная дискуссия «Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие» началась под стать наименованию. «Мы еще две недели можем приветствовать друг друга фразой "Христос Воскресе"»,— заявил модератор сессии, директор фонда целевого капитала «Люди Веры» Роман Торгашин. «Воистину Воскресе»,— отозвались участники сессии.
Одним из дискутантов должен был стать вице-премьер Дмитрий Чернышенко, но ему, как объяснил господин Торгашин, все же пришлось в это время вести другую секцию. Зато он записал видеообращение. «Мы в России строим сильное государство, которое объединит народ, защитит его от возникающих угроз и поведет к дальнейшему процветанию,— говорил господин Чернышенко.— Сделать это можно только на базе традиционных духовно-нравственных ценностей, которые, я уверен, разделяет подавляющее большинство наших граждан. Главные хранители таких ценностей — религиозные организации, и в первую очередь — Русская православная церковь».
Участники дискуссии подробно обсудили недавнее интервью патриарха Кирилла, а также совместимость веры и предпринимательства. Председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда призывал не противопоставлять религию ни творчеству, ни предпринимательству. В пример он привел Александра Пушкина, на день 225-летия которого пришлась эта встреча: поэт, по его мнению, был очень религиозен, что отразилось в его кредо «жить хочу, чтобы мыслить и страдать» (строка из «Элегии» Пушкина 1830 года).
Первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин нашел «очень правильным, что мы зашли на эту тему», так как раньше с ней «хорошо работали только протестанты». Затем он напомнил собравшимся, что католический богослов XIII века Фома Аквинский определял процент как «плату за риск». «Под наш бизнес подведена четкая хорошая база»,— пояснил господин Ведяхин. Тут действительно не обошлось без дискуссии: вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев возразил, что доктор Фома Аквинский «не наш товарищ на самом деле», а «в нынешней экономике не просто нет Бога — в ней есть дьявол, причем в полном своем воплощении, и это катастрофа». Далее господин Леонтьев подверг эмоциональной критике Центральный банк и его политику, а господин Легойда ему как мог оппонировал.
В тот же вечер дискуссионную панель «Философия и геополитика многополярного мира» открыл философ и мыслитель Александр Дугин, присутствие которого на прошлом ПМЭФ было многими замечено и оценено. Господин Дугин сразу назвал свою сессию «главной» на нынешнем форуме, так как везде эта тема обсуждается, но именно на его дискуссии эксперты говорили «о максимально важных и самых глубоких вещах». Для начала Александр Дугин пояснил, почему важна философия многополярного мира: дело в том, что западная философия считает западное общество универсальным. «Его путь — это путь-дорога всего человечества, просто Запад прошел по этому пути большее расстояние и находится на более продвинутых позициях,— объяснял господин Дугин.— А многополярная философия отрицает это в корне. Если вы на мгновение задумаетесь, какова глубина этого отрицания… Мы отрицаем универсальность западных ценностей». Запад философ призвал считать лишь одной из «провинций человечества».
В обсуждении принимала участие официальный представитель МИДа Мария Захарова. По ее словам, философию многополярности можно увидеть в современной Концепции внешней политики РФ, принятой в 2023 году. Госпожа Захарова подвергла Запад критике за моноцентричность, а затем сослалась на мнение Льва Гумилева, видевшего отличительную черту русских в способности принимать и понимать другие народы.
Многополярность демонстрировали и на примере остальных спикеров, которых господин Дугин рекомендовал обозначить как представителей тех или иных цивилизаций. Участник по имени Педро Эскобар, представленный как геополитик, журналист и специалист по мировой экономике и международным отношениям, на всякий случай отвечал, что лично он не представляет никого. Но все участники выступали за многополярность, в том числе представители творческой интеллигенции Индии, Китая, Ливана и ряда других стран, включая, в конце концов, и США: гостя оттуда господин Дугин представил как диссидента Ларри Джонсона. И господин Джонсон не подвел, сравнив БРИКС с Ленинградом, который сумел дать отпор нацистской Германии, и выразив печаль в связи с тем, что его собственный народ находится в стадии нарциссизма. Многополярность, как следовало из дискуссии, не подразумевает тотального отказа от западных ценностей: подавляющее большинство ее нероссийских участников предпочитали выступать по-английски.