Как изменился российский рынок автомобилей

Конъюнктура

Прекращение поставок и выпуска в РФ мировыми автоконцернами, кроме китайских, в 2022 году привело к дефициту машин. Рынок сжался более чем вдвое, до 626 тыс. штук, оценивал «Автостат». Для насыщения рынка правительство легализовало параллельный импорт. Но санкции, сложности с логистикой и медленная реакция китайских автоконцернов тормозили процесс.

Рынок новых машин начал насыщаться только к середине 2023 года. Ежемесячные продажи впервые с весны 2022 года превысили 100 тыс. штук. В целом рынок вырос на 69%, до 1,16 млн машин. За январь—апрель 2024 года уже продано 468 тыс. новых автомобилей. Даже с учетом замедления в мае, объемы продаж превышают прошлогодние почти вдвое. Основными игроками стали автоконцерны из Китая. В пятерку крупнейших после Lada теперь входят Chery, Haval и Geely. Доля китайских марок за прошлый год выросла с 38% в январе до 61% в декабре.

Рынок подержанных автомобилей, сократившийся в 2022 году на 18,8% из-за отказа части автовладельцев от продажи на фоне дефицита, оживился в 2023 году, показав рост на 17%, до 5,7 млн машин. Но средний срок владения автомобилем, по подсчетам «Автостата», превысил в 2023 году семь лет, поэтому «свежие машины» занимают лишь около 20%, а в топ-5 входят популярный до середины 2010-х годов Ford Focus и лидеры докризисных продаж Kia Rio и Hyundai Solaris. Однако в этом году началась стагнация рынка: за январь—апрель продано 1,74 млн подержанных машин, что чуть меньше значений аналогичного периода 2023 года.

Ольга Никитина

Вся лента