Новак не согласился с термином «военное кейнсианство» применительно к России
Вице-премьер Александр Новак заявил, что для описания текущей модели российской экономики не совсем корректно применять термин «военное кейнсианство», в основе которого лежит идея государственного регулирования для защиты от негативных последствий экономического спада. Господин Новак считает, что сейчас в России развивается суверенная экономика, которая реагирует на рыночную конъюнктуру, учитывает и формирует спрос.
Отвечая на вопрос РБК о том, можно ли применять термин «военное кейнсианство» для описания той модели экономики, которая сложилась сейчас в России, Александр Новак сказал: «Кейнсианство по определению это политика увеличения государственных расходов в условиях спада экономики, отсутствия инвестиционной активности бизнеса и низкой потребительской активности населения. То есть государство "замещает" частные инвестиции и спрос». Однако в России, как указал вице-премьер, фиксируется «настоящий бум» — рост и инвестиций, и потребления, а государство только поддерживает его.
Господин Новак отметил, что роль частного сектора и населения России в ускорении экономического роста и масштабной инвестиционной активности «неоспоримы и значительно превосходят вклад государства». По данным Росстата, в первом квартале 2024 года инвестиции в основной капитал в стране выросли на 14,5% в годовом выражении. В номинальном выражении объем инвестиций составил 5,9 трлн руб.
По словам вице-премьера, сейчас в России идет развитие суверенной экономики, которая «не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос — экономики предложения».
Комментируя состояние российской экономики в интервью телеканалу «Аль-Арабия», Александр Новак признал, что западные санкции повлияли на доходы страны. В то же время он указал, что ограничения, введенные странами Запада, заставили Россию больше сосредоточиться на отечественной промышленности и научно-исследовательских институтах, а не полагаться на импорт. «Санкции позволили нам ускорить рост внутреннего рынка и потребления, что, в свою очередь, увеличило наш валовой внутренний продукт»,— сказал он.
Вместе с тем господин Новак не согласился, что Россия перешла на «военную экономику». Вице-премьер, как и в комментарии для РБК, заявил, что российская экономика — это экономика предложения, которая развивается для удовлетворения всех потребностей, в том числе социальных.
Подробнее о том, как власти оценивают будущее российской экономики, — в материале «Ъ» «Изучение пределов возможного».