Двойная система сценностей

Новые назначения в московских театрах затронули Владимира Машкова и Константина Богомолова

Департамент культуры правительства Москвы сообщил об очередных кадровых новациях в муниципальных театрах. Худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков станет директором театра «Современник»; Константину Богомолову, худруку Театра на Малой Бронной, достанется художественное руководство в Театре Романа Виктюка, а актеру и депутату Мосгордумы Евгению Герасимову (худруку бывшего Театра Луны, ныне Театра на Малой Ордынке) — в Театре сатиры. Кроме того, сцену на Новослободской бывшего Центра имени Мейерхольда присоединят к театру «Шалом», а Московский театр кукол (не путать с Театром кукол имени Образцова) объединяют с Московским открытым (бывшим областным) театром кукол. Комментирует Эсфирь Штейнбок.

В дополнение к посту худрука «Табакерки» Владимиру Машкову предложено явить директорские таланты в «Современнике»

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Первое, что бросается в глаза при взгляде на назначения,— отсутствие новых имен, свидетельствующее об очевидном кадровом голоде. Второе, что очевидно,— новые посты получили люди «благонадежные».

Еще очень важно, что речь идет не о перетасовке руководителей, а об укрупнении творческих хозяйств, особо подчеркнуто, что новые руководители сохранят за собой уже имеющиеся посты. То есть и Константин Богомолов, и Владимир Машков, и Евгений Герасимов теперь будут руководить двумя театрами (а учитывая, что Театр сатиры еще недопереварил «влитый» в него бывший Театр Джигарханяна, у господина Герасимова в руках оказываются и вовсе три театра).

Ясно, что с помощью надежных кадров московское правительство стремится закрыть проблемные места. Поэтому не стоит особенно напрягаться, пытаясь понять логику образовавшихся пар. Ну разве что в «породнении» Театра Олега Табакова и театра «Современник» есть некая если не логика, то ее смутная тень — Олег Табаков был когда-то директором «Современника», и оба этих театра до сих пор в сознании традиционалистов остаются ветвями одного эстетического древа, условно называемого «мхатовским». Кроме того, господин Машков любит рассказывать о встречах с уже очень больной Галиной Волчек, на которых он якобы обсуждал с ней возможность стать ее преемником. Естественно, никаких письменных, документальных свидетельств этому нет и быть не может.

Вопрос «зачем это надо» Машкову задавать тоже не стоит — как бы ни был популярен и успешен Театр Олега Табакова, он, в отличие от совсем неуспешного в последние годы «Современника», не является в глазах власти «системообразующим».

То есть должность руководителя «Современника» в номенклатурном смысле гораздо более весома.

Что касается депутата Мосгордумы, то о том, что «Герасимов хочет какой-нибудь театр», в театральных кулуарах говорили уже лет десять. Конечно, речь шла о каком-то солидном театре — после смерти Марка Захарова ему прочили аж «Ленком». И странно было думать, что человек с большими связями удовольствуется сомнительным Театром Луны, пусть и переименованным в Театр на Малой Ордынке,— конечно, это была всего лишь промежуточная остановка.

Рассуждать о том, что успехи худрука Герасимова на Ордынке на деле ничем не превосходили «успехи» Сергея Газарова на посту руководителя Театра сатиры,— только воздух сотрясать.

Остается пожелать Евгению Герасимову успеха и выразить надежду, что он наконец-то совершенно доволен и не лелеет мечтаний, скажем, о Театре имени Вахтангова или МХТ имени Чехова. Впрочем, это уже федеральный уровень, туда еще с городского как-то нужно протолкнуться.

Вот о ком давно говорили «хочет МХТ», так это о Константине Богомолове. Он действительно доказал, что может быть эффективным худруком — всего за несколько лет превратил вяловатый Театр на Малой Бронной в модное и шумное место, про которое все говорят.

Но прибавление к его существующим мощностям Театра Романа Виктюка, про который никто не понимает, что с ним делать (как и про любой другой авторский театр после ухода автора), вовсе не означает, что Богомолова «уважили».

Законы арифметики тут не работают, два (а хоть бы и три) московских театра совсем не равны тому одному, заветному. Такое «удвоение» на самом деле грозит лишь распылением усилий. Но, как мы знаем, есть предложения, от которых — особенно если ты на хорошем счету у начальства — невозможно отказаться.

Присоединение бывшего Центра имени Мейерхольда (ЦИМ) к еврейскому театру «Шалом» из череды объявленных назначений вроде бы выпадает. Закрытый в феврале 2022-го ЦИМ тогда передали было театру «Школа драматического искусства», но последнему так и не удалось заполнить бывшее в нулевые и десятые годы одним из центров «нового театра» здание на Новослободской чем-либо путным. Между тем Театр «Шалом» под руководством Олега Липовецкого последние несколько сезонов честно расцветает на нетеатральных выселках Варшавского шоссе. Теперь у него появится площадка в центре Москвы. ЦИМ это в любом случае к жизни не вернет, но и уже привычной беспомощностью и абсурдностью именно это решение совсем не пахнет. Возможно, это то самое радостное исключение, которое лишь подтверждает невеселое правило.

Вся лента