«Антифрод-система умеет останавливать подозрительные операции, даже совершенные по ошибке»
Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов — в интервью “Ъ FM”
Можно ли решить проблему телефонных мошенников? Как преступникам удается выводить средства со счетов? И что с этим могут сделать банки? Об этом в рамках Петербургского международного экономического форума экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов побеседовал с заместителем председателя правления Сбербанка Станиславом Кузнецовым.
— Основные темы, которые обсуждали в рамках вашей сессии,— это взаимодействие с государством и борьба с киберпреступностью. Какие тренды вы сейчас отмечаете и на что бы обратили особое внимание?
— Действительно, у нас состоялся очень откровенный разговор по проблеме телефонного мошенничества. В рамках нашей сессии мы проанализировали статистику, которая, к сожалению, продолжает удивлять своим ростом. Мы рассмотрели некий сценарий, по которому двигаются сегодня мошенники, и представили нашего эксперта. Он прошел специальную подготовку и был внедрен в мошеннический колл-центр, где изнутри изучил схему их работы и рассмотрел эту проблему, скажем так.
Мы проводили эту сессию в нестандартном формате, на сцене не было спикеров, которые сидели в удобных креслах. В качестве спикеров мы пригласили участвовать весь зал, и был очень интересный диалог, в котором многие могли высказать свою точку зрения, задать любые вопросы и нашему эксперту, и друг другу. Дискуссия строилась вокруг того, что необходимо делать государству, регуляторам, бизнесу, правоохранительным органам, чтобы решить проблему телефонного мошенничества. На сегодняшний день оно имеет такие масштабы, что, по нашему мнению, мы уже подошли к определенной черте, когда необходимо принимать решительные меры. Сегодня не менее 20 млн попыток мошеннических звонков совершается в сутки — это беспрецедентная цифра. Примерно один звонок из 100 достигает своей цели, то есть около 200 тыс. человек в день разговаривают с телефонными мошенниками, и немалое количество наших граждан теряют свои денежные средства.
Не во всех телеком- и кредитных организациях телекомах есть современные системы киберзащиты, борьбы с телефонным мошенничеством, как, например, в Сбербанке. Поэтому клиенты таких организаций, которые были подвергнуты обману с применением специальных сценариев, теряют свои денежные средства. В «Сбере» существует система антифрода, и наши клиенты больше защищены, чем в других кредитных организациях. Эта система умеет за счет применения алгоритмов искусственного интеллекта останавливать операции, даже когда клиенты по ошибке переводят денежные средства мошенникам. Мы научились предотвращать подобные ситуации, и процент эффективности нашей антифрод-системы достаточно высокий и составляет не менее 99,8%.
— Что касается логистики трансакций, ее же можно проконтролировать, проследить, куда люди переводят деньги. То есть вы точно знаете, как этот поток распределяется?
— Абсолютно верно. Подобные трансакции мы можем отследить, если они идут от одной кредитной организации в другую. Но вывод денежных средств в какой-то момент переходит на стадию, которой управляют дропы, те кто использует карты других людей. Их цель — раздробить выводимые суммы на много разных частей, перевести их на криптокошельки через различные инструменты и каналы, включая даже игры для молодежи, которые вроде бы являются безобидными, и в конечном счете собрать обратно эту сумму, чтобы она попала на счет мошенникам. Мы проанализировали доходы таких крупных мошеннических колл-центров, которые работают против россиян с территории Украины. И благодаря информации от наших экспертов мы хорошо понимаем, куда и как распределяются доходы от этих мошеннических действий, преступлений с выводом денежных средств с территории России на территорию Украины. Не менее 20% — это прямые операционные расходы, включая зарплаты так называемым сотрудникам этих колл-центров. Еще не менее 20% уходит на то, чтобы оплачивать так называемые «крыши», то есть правоохранительным органам, которые закрывают глаза на работу этих организаций и даже их защищают, обеспечивают их круглосуточную работу. Еще порядка 20% — это чистая прибыль владельцев таких колл-центров.
— Еще хочется спросить о туристических проектах «Сбера».
— Инвестируя в отрасль гостеприимства, на самом деле, мы создаем некие точки притяжения для россиян. 12 лет назад было принято решение создать такой туристический кластер в Крыму. И мы построили отель Mriya, которому 14 августав этом году исполняется 10 лет. Кстати, он завоевал более 100 российских и международных премий в разных номинациях. И мы этим очень гордимся. Команда Mriya сегодня показывает высочайший класс клиентского сервиса, и многие гости с большим удовольствием едут в Крым, на море и стремятся разместиться в Mriya. И он сегодня превратился из отеля уже в настоящий туристический кластер.
За эти 10 лет дополнительно были построены Японский сад, который создавал японский архитектор Широ Накане, и Винный парк, который уже стал центром винного туризма в России. Рядом находится виноградник, у нас своя гравитационная винодельня и единственный в мире робот-сомелье. Был открыт тематический парк развлечений, Институт Активного долголетия, расширена пляжная зона и построен многофункциональный Welcome-center. В этом году мы планируем открыть яхтенную марину, смотровую площадку с рестораном, которая станет новой туристической точкой притяжения для региона. Поэтому, повторюсь, курорт превратился в некий кластер, которым гордимся не только мы.